Об изучении ценностей и смыслов педагогов

В рамках научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО было осуществлено изучение содержания Я-концепции и ценностно-смысловой сферы педагогов Иркутской области. Данные были собраны на одной из научно-практических конференций для педагогов, организованной кафедрой ПиП в текущем учебном году.

Результаты исследования, проведенного доцентом кафедры ПиП, канд. психол. наук Л. Б. Козьминой, показали, что педагогов Иркутской области в целом характеризует развитое представление о себе, хорошая рефлексия и высокая самооценка, причем у половины респондентов самооценка неадекватно завышена. 52 % педагогов имеют эмоционально-полярный тип оценки себя, других, событий и явлений в своей жизни, что характеризует их как максималистов, склонных впадать в крайности в оценках и может провоцировать импульсивность и перепады в эмоциональных отношениях с другими людьми. Только у трети педагогов выявлена уравновешенность, взвешенность оценок и, соответственно, большая стрессоустойчивость и личностная зрелость.

Толерантность к неопределенности характерна больше для представителей администрации и учителей со стажем свыше 7 лет, подавляющее же большинство педагогов (85 %) плохо переносит ситуацию внутренней неопределенности. Это косвенно свидетельствует и о их неготовности к внешним изменениям, в т. ч. и в профессиональной деятельности. Выявлена и доля педагогов (12 %), которым необходимы психологическая поддержка и/или сопровождение для сохранения самоуважения, ценности профессии и эффективной профессиональной деятельности. Нужно отметить, что данные показатели характерны как для молодых специалистов с профессиональным стажем до 3 лет, так и для педагогов со стажем свыше 10 лет.

В описании «Я» у педагогов доминирует социальная и рефлексивная идентификация, образы которой свидетельствуют о высокой значимости принадлежности к семье, к референтной группе, ответственности по выполнению правил поведения, соответствующих этим ролям. Большинству педагогов Иркутской области не хватает деятельного «Я», уверенности в себе, положительной оценки своей профессиональной эффективности. Семейные ценности, отраженные в образе «Я», превалирует над другими социальными характеристиками самоидентификации, в т. ч. и над профессиональными. Среди образов семейной идентификации доминируют «я – мать», «я – жена», среди социальных образов – «я – женщина», «я – девушка». Индивидуальные аспекты самооценивания представлены такими ответами, как «я – личность», «я – человек». Рефлексивные характеристики «Я» отражают значимость интимно-личностных отношений: «любящая», «заботливая», «дружелюбная» и т. п.

Пространство профессионального самосознания респондентов оказалось крайне узким. Среди представленных образов доминирует лишь название профессии – «я – учитель», «я – психолог», «я – директор» – или обезличенные характеристики – «я – работник», «я – сотрудник». Также в выборке не было выявлено перспективного профессионального «Я», которое является важнейшей характеристикой профессионального самоосознания и целеполагания. К сожалению, даже у молодых специалистов в первой тройке ответов не выявлено намерений, целей и смыслов, связанных с профессиональным или карьерным ростом.

Результаты исследования были опубликованы в рецензируемом журнале «Сибирский учитель». Ознакомиться с полным текстом статьи можно здесь.

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary