Об изучении особенностей взаимосвязи способов совладания со стрессовыми ситуациями и психологических защит педагогов
В рамках научно-исследовательской деятельности сотрудниками кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО – заведующим кафедрой Малых Татьяной Александровной, доцентом Кузьминым Михаилом Юрьевичем и методистом Киселевой Анастасией Андреевной – было осуществлено исследование, направленное на изучение особенностей взаимосвязи способов совладания со стрессовыми ситуациями и психологических защит у педагогов. Данная проблема является актуальной в настоящее время, поскольку труд современного педагога сопряжен с большими психоэмоциональными затратами: высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении с участниками образовательного процесса – все это обусловливает стрессогенный характер деятельности педагога. Для того чтобы справиться со специфическими внешними и внутренними требованиями данной профессии, необходимо использовать продуктивные способы совладания со стрессовыми ситуациями, позволяющие с большим успехом преодолевать жизненные трудности и в целом чувствовать уверенность в своих силах.
В данном исследовании авторы предположили, что, если копинг-стратегии не вполне позволяют справиться с конфликтной ситуацией, педагог склонен прибегать к защитным механизмам другого рода. Соответственно, чем более продуктивными являются способы совладания со стрессовыми ситуациями, тем менее выраженными будут являться защитные механизмы.
Эмпирические данные были собраны на базе ГАУ ДПО ИРО. В исследовании приняли участие 475 испытуемых – учителя различных специальностей общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа. 100 % испытуемых составили женщины.
Результаты проведенного исследования показали, что наиболее востребованными у педагогических работников способами совладания со стрессовыми ситуациями оказываются «Положительная переоценка», «Самоконтроль», «Планирование решения проблем» и «Поиск социальной поддержки». Полученные данные позволяют утверждать, что у педагогов преимущественно выражены продуктивные способы совладания со стрессом, которые помогают им эффективно адаптироваться к нему и оказывают положительное влияние на физическое и психическое здоровье. Выявленные продуктивные копинг-стратегии педагогов связаны с меньшей тревожностью, низким уровнем негативизма, повышенными демонстративностью и экстравертированностью.
Авторы приходят к выводу о том, что у педагогов вне зависимости от их стажа и специальности выражены продуктивные способы совладания со стрессом. При этом их выраженность не зависит полностью от стажа; на выраженность тех или иных стратегий в целом влияет в том числе и специальность педагогических работников. Однако при этом нельзя сказать, что педагогические работники определенной специальности являются носителями только продуктивных или только непродуктивных способов совладания со стрессовыми ситуациями.
Результаты исследования были представлены на методологическом семинаре Диссертационного Совета на факультете психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова при обсуждении диссертационного исследования «Развитие продуктивных копинг-стратегий у педагогов в процессе группового психологического консультирования» методистом кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО Киселевой Анастасией Андреевной.
С полным текстом эмпирического исследования можно ознакомится здесь.