Институт развития образования Иркутской области

В Иркутской области оценили результаты проектной деятельности школьников

17 Июн 2020
 
11:13
 

В Институте развития образования Иркутской области в соответствии с утвержденным регламентом были разработаны единые требования к подведению итогов региональной оценки уровня достижения метапредметных результатов учащихся 11 классов в рамках работы пилотных площадок опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО).

Главная задача ФГОС СОО – развитие у детей навыков самостоятельной деятельности, формирование личности ребенка и раскрытие его талантов. Отличительной особенностью новых стандартов является то, что все обучение строится на активной деятельности школьников по реализации проектов, апробации их на практике и внедрению в жизнь. В приоритете современных стандартов не традиционное представление итогов обучения учеников в виде наличия у них определенных знаний, умений и навыков, а оценивание их личностных, метапредметных и предметных результатов.

Деятельность по мониторингу работы школ в этом направлении проводилась в соответствии с распоряжением министерства образования Иркутской области «О проведении региональной оценки метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций, пилотных площадок опережающего введения ФГОС среднего общего образования Иркутской области».

Как сообщили в центре развития общего образования Института развития образования Иркутской области, в рамках региональной оценки нужно было сравнить достижения планируемых итогов освоения основной образовательной программы, представленных в школьных программах формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»).

Учащиеся должны были освоить такие межпредметные понятия, как «система», «модель», «проблема», «анализ», «синтез», «факт», «закономерность», «феномен», а также «регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия». Оценивались как способность использовать их в познавательной и в социальной практике, так и самостоятельность в планировании учебной деятельности, навыки сотрудничества с педагогами и сверстниками, владение основами исследовательской и проектной деятельности. Оценка результатов проводилась в форме защиты итогового индивидуального проекта (ИИП), который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

В школах ИИП выполнялся учащимися в рамках специально отведенного учебным планом элективного курса «Индивидуальный проект» (70 часов). Школьники работали над ним самостоятельно под руководством педагога (тьютора) в рамках выбранной области: познавательной, практической, исследовательской, социальной, художественно-творческой и т. д. В общеобразовательных организациях проведены консультации с учащимися 11 классов, родителями и учителями (тьюторами), кураторами ИИП, разработаны и утверждены соответствующие положения, сформированы экспертные комиссии, созданы условия для защиты и реализации проектов. Школьники были снабжены всеми необходимыми методическими материалами для выполнения ИИП.

Выпускникам нужно было публично представить свою работу, обосновать актуальность выбранной темы, охарактеризовать создаваемый продукт и возможности его применения на практике, в том числе обозначить необходимые ресурсы и их источники, рассказать о положительных эффектах проекта, важных как для самого автора, так и для общества. Стоит отметить, что многие школьники выбрали направление, связанное с их будущей профессией.

В этом году в региональной оценке уровня достижения метапредметных результатов учащихся 11 классов в рамках работы пилотных площадок опережающего введения ФГОС СОО участвовали 57 общеобразовательных организаций из 30 муниципальных образований.

Как рассказала учитель средней общеобразовательной школы № 9 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области Нина Владимировна Реуцкая, в работе пилотной площадки было задействовано более 10 педагогов, а результатами деятельности школьников стали 67 проектов. Примерно половина из них имела практико-ориентированную направленность, и фактически все они были реализованы. По словам руководителя школы, все проекты очень интересные, отражающие современные молодежные тенденции, отвечающие запросам времени. По тематике преобладала социальная направленность. Например, две школьницы смоделировали макет нового жилого микрорайона, который планирует построить крупная компания на территории района. Они разработали всю необходимую документацию, сделали расчеты инфраструктуры с экономической точки зрения, а также выполнили объемный эскиз микрорайона.

Педагог отметила также проекты, связанные со строительством скейт-парка, с благоустройством молодежного центра, созданием фонтанов, разработкой интеллектуальных игр, проведением акций «Чтобы помнили!», «Свеча памяти», посвященных Великой Отечественной войне. Кроме того, экспертной комиссии были представлены разработанные школьниками компьютерные программы, помогающие ученикам легче осваивать учебные предметы и готовиться к экзаменам. Ярким и запоминающимся стал проект десятиклассницы, которая сделала мини-книгу рисунков к произведениям Александра Сергеевича Пушкина для учеников начальных классов.

По словам Нины Владимировны Реуцкой, проектная деятельность старшеклассников в рамках работы пилотных площадок опережающего развития ФГОС позволяет раскрыть творческие, организаторские, исследовательские способности детей, мотивирует к саморазвитию и улучшает креативное мышление. Кроме того, результатом этой работы является участие школьников в различных муниципальных, областных и федеральных конкурсах, что способствует развитию таких качеств, как стремление к успеху, ответственное отношение к делу, а также дает возможность ребятам поделиться опытом исследования определенной темы со сверстниками из других районов и городов.

О том, как проводилась оценка результатов проектной деятельности учащихся в Покровской средней общеобразовательной школе Зиминского района, рассказала директор Любовь Викторовна Потыльцева. По ее словам, с 2012 года на базе образовательной организации работает пилотная площадка опережающего введения ФГОС основного общего образования, а с 2018 года – среднего общего образования. Всего в школе учатся 95 детей. Порядка 25 старшеклассников приняли участие в проектной деятельности. В 2020 году ученица десятого класса Доната Белобородова подготовила и защитила исследовательский краеведческий проект «История улицы Центральной». В рамках этой работы была сделала географическая карта, издана справочная брошюра, планируется проведение классных часов на тему истории центральной части села, музей школы пополнился новыми экспонатами, были организованы экскурсии. Как рассказала руководитель школы, в будущем предполагается провести подобную историко-краеведческую работу по другим улицам села. Любовь Викторовна Потыльцева также отметила такие проекты учащихся, как «Онлайн-переводчики и их возможности», «Влияние сотового телефона на окружающую среду», «Чипсы – вред и польза», «Влияние каблуков на организм человека».

– Мы отмечаем позитивные перемены после того, как в нашей школе начали работать пилотные площадки опережающего введения ФГОС. Дети учатся самостоятельно искать информацию, анализировать ее, работать с дополнительными источниками; у ребят улучшились коммуникативные и организационные навыки, развились умения работать в коллективе, проявились лидерские качества. Кроме того, проектная деятельность школьников способствует их социальной адаптации в обществе, эффективной профориентации, так как учащиеся могут попробовать себя в разных направлениях и выбрать то, что раскрывает их способности, – комментирует директор школы.

По итогам защиты выпускниками ИИП школы Иркутской области представили анализ соответствия уровня достижения метапредметных результатов требованиям ФГОС СОО и эффективности условий, созданных для организации этой деятельности. Оценка проводилась через мониторинг сформированности у выпускников познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. В 2019–2020 учебном году учащиеся представили интересные и актуальные проекты, продемонстрировали уверенное владение навыками их презентации.

Алена Байбородина

Актуальные мероприятия с открытой электронной регистрацией