Система методической работы
Построение системы методической работы на региональном уровне исходит из понимания тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, и организуется с учетом развития инновационной инфраструктуры региональной системы образования, расширения общественно-профессионального участия в решении вопросов методического сопровождения.
Методическое сопровождение деятельности образовательных организаций осуществляется с учетом специфики конкретной образовательной организации: характером реализуемой образовательной программы, уровнем развития профессиональной компетентности педагогических кадров, наличием актуальных для педагогов и образовательной организации в целом проблем методического характера.
Современные условия требуют качественного изменения методической службы, которая должна не просто оказывать методическую помощь педагогическим работникам, а формировать условия для саморазвития личности педагога, развития его творческого потенциала.
Система методической работы в последние годы обновляет направления своей деятельности, вызванные изменениями в федеральной и региональной нормативно-правовой базе, содержании преподаваемых учебных предметов, появлением новых функциональных обязанностей у учителей в связи с утверждением профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и реализацией плана мероприятий, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 г. № 703 (План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста).
Методическая работа в регионе направлена на повышение качества образования посредством создания единого научно-методического и информационного пространства, повышения эффективности деятельности методических служб, общественно-профессиональных структур (ассоциаций, объединений), стимулирования инновационных подходов к организации методической работы на всех уровнях региональной системы образования, на оказание реальной, адресной помощи педагогу с учетом результатов статистических данных, прямо или косвенно подтверждающих наличие профессиональных дефицитов учителя.
Требуется единая система оценки эффективности методической службы на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном), построенная на комплексных показателях, в том числе интегрирующих данные проводимых в регионе мониторингов, а также результаты изучения удовлетворенности педагогической общественности качеством методического сопровождения.
Система методической работы включает
Деятельность регионального учебно-методического объединения по общему образованию Иркутской области
Включение образовательных организаций в инновационную деятельность
Деятельность регионального реестра лучших педагогических и управленческих практик
Деятельность профессионального педагогического объединения Иркутской области
Ознакомление с публикациями, издаваемыми Институтом (методические рекомендации, сборники и др.)
Деятельность регионального образовательного проекта «Мобильная сеть» по выявлению эффективных методик и технологий обучения
Повышение квалификации педагогических работников, руководителей муниципальных и школьных методических служб по актуальным вопросам развития образования (ДПП ПК, стажировки, семинары НПК и др.)
Издание научно-практического журнала «Педагогический ИМИДЖ», образовательного, культурно-просветительского журнала «Педагогический ИМИДЖ: от идеи к практике»
Профессиональные конкурсы и программы
Программа поддержки молодых педагогов и/или реализации программ наставничества
Программа поддержки школьных методических объединений образовательных организаций Иркутской области
Диагностико-прогностическая и
экспертно-аналитическая деятельность
Мониторинг эффективности методической деятельности муниципальной методической службы в муниципальных образованиях Иркутской области. Управленческие решения.
Мониторинг по обеспеченности методической помощью педагогических работников образовательных организаций Иркутской области
Мониторинг (с региональными показателями) по развитию и поддержке школьных методических объединений образовательных организаций Иркутской области
Диагностика предметной и методической компетенций педагогов ОО
Мониторинг эффективности функционирования системы методической работы в Иркутской области
Мониторинг по поддержке молодых педагогов и/или реализации программ наставничества
Оценка обеспеченности методической помощью педагога в соответствии с региональной моделью
- Диагностика профессиональных затруднений учителя в ходе повышения квалификации в соответствии с выявленными дефицитами; внесение корректив в программы дополнительного профессионального образования;
- планирование индивидуальной и групповой работы с педагогами по вопросу преодоления профессиональных дефицитов педагогов (консультации, вебинары/семинары, фестивали, выставки, сетевые сообщества и другие формы);
- развитие мотивации педагогов к участию в конкурсном движении, аттестации, других мероприятиях.
Наличие системы выявления профессиональных затруднений педагога (выявляются в процессе до, после курсовой подготовки, на уровне профессиональных запросов образовательной организации, анализ данных по итогам сдачи учащимися ГИА, других оценочных процедур):
- предметная компетентность;
- методическая компетентность;
- психолого-педагогическая компетентность;
- коммуникативная компетентность.
Наличие на муниципальном уровне методических структур, обеспечивающих методическую помощь учителю в ликвидации его профессиональных затруднений.
- Нормативно-правовые документы школьной методической деятельности, соответствующие целям и задачам организации;
- структура и содержание ВСОКО;
- наличие аналитических материалов по оценке уровня сформированности компетенций учителя (в основе профстандарта педагога);
- наличие индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;
- система выявления, обобщения, тиражирования, внедрения лучших практик педагогов;
- наличие системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества.