ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительное образование – открытое вариативное образование, и его миссия – наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
В Иркутской области создана и функционирует система дополнительного образования детей, являющаяся важнейшей составляющей регионального образования, культуры и спорта. Педагогами дополнительного образования детей реализуются дополнительные общеобразовательные программы художественной, технической , физкультурно–спортивной, туристско-краеведческой , естественнонаучной и социально-гуманитарной направленностей.
Реализуются образовательные программы, направленные на работу с одаренными детьми, детьми, оставшимися без попечения родителей, попавшими в трудную жизненную ситуацию, детьми с особыми возможностями здоровья и инвалидами.
Возможность обучения по интересам предоставляется в образовательных организациях дополнительного образования: дворцах детского творчества, которые расположены в городах, как Иркутск, Братск, Ангарск, Усть-Илимск; районных центрах внешкольной работы (РЦВР), объединяющих территориально разрозненные творческие объединения детей и подростков, создающие условия для творческого, интеллектуального, физического, экологического и другого развития обучающихся, проживающих в сельской местности. Кроме того, есть дома детского творчества (ДДТ), спортивные школы всех видов (ДЮСШ), станции юных техников (СЮТ), экологов (СЮН). Значительную роль в воспитании и развитии личности детей и подростков играет система дополнительного образования, организованная на базе общеобразовательных организаций детских садов и школ. Большинство общеобразовательных организаций имеют в своем штате ставки педагогов дополнительного образования.
Всего в региональной системе образования насчитывается 106 организаций дополнительного образования детей, в 7552-х объединениях (кружках) занимаются 161 813 обучающихся. На базе общеобразовательных организаций в систему дополнительного образования включены 105 995 школьников и 16 934 дошкольников.
Научно-методическая деятельность
центра развития дополнительного образования
Исследования
- Исследование актуального состояния условий организации деятельности ОО по ДОП «Опросник для руководителей и педагогических работников сферы дополнительного образования детей Иркутской области, работающих с детьми с ОВЗ»
- Исследование актуального состояния организации дополнительного образования для детей с ОВЗ и/или инвалидов в Иркутской области «Опросник для родителей»
- Исследование актуального состояния по отдельным аспектам введения различных форм сопровождения, наставничества и шефства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и расположенных в Иркутской области.
- Наставничество (для педагогов).
- Наставничество. Ожидания и реальность (для детей).
- Наставничество. Ожидания и реальность (для родителей).
Дистанционное обучение – получение образовательных услуг (без посещения учебного заведения) с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и «Интернет».
Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью по дополнительным общеразвивающим программам
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в кружках и секциях дополнительного образования открывают особые возможности для их развития и социализации. Современные адаптированные дополнительные общеобразовательные программы поддерживают мотивацию, формируют индивидуальную траекторию, развивают современные навыки, помогают профессиональному самоопределению и укрепляют здоровье. В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» дополнительным образованием должно быть охвачено 70% детей с особыми возможностями здоровья и инвалидов.
Воспитательный потенциал дополнительного образования
Конкурсные мероприятия
Профессиональные конкурсы – это серьезные творческие испытания для лучших педагогов дополнительного образования. Участие в конкурсах способствует эффективному развитию системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию. Благодаря конкурсам педагог дополнительного образования, ориентированный на профессиональный рост, может заявить о себе широкой общественности. Подготовка к конкурсу открывает возможности структурирования профессиональной деятельности, расширяет поле профессионального самосознания, развивает профессиональную самооценку.
Педагогическое сообщество
Инновационные педагогические
площадки РТИК центра развития дополнительного образования
Проект «Создание условий для социализации детей с ОВЗ посредством дополнительного образования» – ГБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» п. Усть-Ордынский, руководитель проекта Любовь Эниевна Жербакова, директор
Проект «Проектно-исследовательская деятельность с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в условиях МКУ ДО “ДДТ”» – МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Вихоревка, Братский район, руководитель проекта Снежана Владимировна Синицина, заместитель директора по НМР
Проект «Центр развития и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов» – МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества имени Г. И. Замаратского» г. Железногорска-Илимского, Нижнеилимского муниципального района, руководитель проекта Елена Сергеевна Калениченко, директор.
Комплексный проект «Разработка и внедрение модели наставничества для педагогов и обучающихся в системе дополнительного образования детей» – МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» (г. Ангарск):
- Проект «Творчество без границ», руководитель проекта Надежда Васильевна Ляховская, руководитель отдела «Прикладного и изобразительного творчества»
- Проект «Социальная адаптация детей с ОВЗ в системе дополнительного образования “Детство без границ”», руководитель проекта Татьяна Анатольевна Герасимчук
- Проект «Профориентационный центр как база информационной поддержки профессионального самоопределения учащихся», руководитель проекта Мария Владимировна Марченко, методист
- Проект «Программа общекультурного развития детей младшего школьного возраста посредством мультипликации», руководители проекта Ольга Александровна Дроздова, заведующий отделом, Татьяна Анатольевна Ракина, педагог дополнительного образования
Комплексный проект «Детские общественные организации и профориентационные центры как условие реализации наставничества и шефства в дополнительном образовании детей» – МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Гармония”» (г. Ангарск):
- Проект по пропаганде пожарно-технических знаний среди детей и подростков «Дружина юных пожарных (ДЮП)», руководитель проекта Ольга Леонидовна Рячкина, педагог дополнительного образования по программе «ДЮП»
- Проект по развитию сетевого взаимодействия в рамках профессиональной ориентации учащихся «Ступени будущей профессии», руководитель проекта Наталья Борисовна Балушкина, методист, ответственный за профориентационную работу
- Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Юный инспектор движения (ЮИД)», руководитель проекта Татьяна Анатольевна Рушакова, методист.
Проект «Дом детского творчества как школа инициативы, творчества и игры» – МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Усолье-Сибирское, руководитель проекта Сашина Надежда Валерьевна Сашина, заместитель директора по УВР.
Проект «Организация разных форм наставничества и тьюторского сопровождения (ученик – ученик, педагог – педагог) в доме детского творчества» – МБОУ ДО города Иркутска «Дом детского творчества № 3», руководители проекта Елена Александровна Игнатьева, методист, Татьяна Эдуардовна Зимских, методист.
Проект «Раскрытие потенциала взрослеющей личности на основе наставничества (ученик – ученик) в условиях ДЮСШ» – МБОУ ДО города Иркутска «Детско-юношеская спортивная школа № 5», руководитель проекта Елена Сергеевна Костяева; координатор проекта Анна Вадимовна Молчанова
Проект Образовательные модули «Курс на будущее» — МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества», куратор проекта Галина Давыдовна Качурова, методист
Проект «Дворец как образовательный кластер, способствующий формированию профессиональных компетенций педагогов в художественной направленности» – МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» г. Братска, руководитель проекта Валентина Валерьевна Гончаренко, заместитель директора по УМР
Комплекс программ дополнительного образования «Успех каждого — наш общий успех» – МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета, руководители проекта Екатерина Александровна Дмитриченко, директор
Проект «Родина начинается с меня» – МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» п. Новая Игирма, Нижнеилимский район, руководитель проекта Альбина Викторовна Бубнова, методист
Проект «Формирование и развитие модели гражданско-патриотического воспитания в Центре творчества» – МКОУ ДО Центр творчества Шелеховского района, руководитель проекта Ольга Александровна Ефименко, методист.
Проект «Технологическое образование школьников через новый формат урока технологии и интеграцию урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования» — МБОУ «Лицей № 3» МО города Братска, руководитель проекта Марина Александровна Аскарова, директор.
Проект «Развитие детской одаренности в сфере медиатворчества» – МБУДО г. Иркутска ЦДТТ (Свердловский округ), руководитель проекта Назира Мажитовна Сарапулова
Проект «Развитие инженерно-технических компетенций учащихся в условиях дополнительного образования» – МБОУ ДО города Иркутска «Центр детского творчества «Октябрьский», руководители проекта Елена Юрьевна Комарова, методист, Вероника Николаевна Сергеева, педагог дополнительного образования
Проект «Формирование креативного мышления и творческих способностей детей в условиях дополнительного образования» – МБУ ДО «Дома детского творчества г. Слюдянки», руководитель проекта Ольга Владимировна Василенко, методист
Проект «Одаренные дети – Будущее СИБИРИ» — МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» МО города Братска, руководитель проекта Ольга Владимировна Мельник, директор