В Иркутской области создана и функционирует система дополнительного образования детей, являющаяся важнейшей составляющей регионального образования, культуры и спорта. Педагогами дополнительного образования детей реализуются дополнительные общеобразовательные программы художественной, технической , физкультурно–спортивной, туристско-краеведческой , естественнонаучной и социально-педагогической направленностей.
Реализуются образовательные программы, направленные на работу с одаренными детьми, детьми, оставшимися без попечения родителей, попавшими в трудную жизненную ситуацию, детьми с особыми возможностями здоровья и инвалидами.
Возможность обучения по интересам предоставляется в образовательных организациях дополнительного образования: дворцах детского творчества, которые расположены в городах, как Иркутск, Братск, Ангарск, Усть-Илимск; районных центрах внешкольной работы (РЦВР), объединяющих территориально разрозненные творческие объединения детей и подростков, создающие условия для творческого, интеллектуального, физического, экологического и другого развития обучающихся, проживающих в сельской местности. Кроме того, есть дома детского творчества (ДДТ), спортивные школы всех видов (ДЮСШ), станции юных техников (СЮТ), экологов (СЮН). Значительную роль в воспитании и развитии личности детей и подростков играет система дополнительного образования, организованная на базе общеобразовательных организаций детских садов и школ. Большинство общеобразовательных организаций имеют в своем штате ставки педагогов дополнительного образования.
Всего в региональной системе образования насчитывается 106 организаций дополнительного образования детей, в 7552-х объединениях (кружках) занимаются 161 813 обучающихся. На базе общеобразовательных организаций в систему дополнительного образования включены 105 995 школьников и 16 934 дошкольников.
Научно-методическая деятельность
центра развития дополнительного образования
Исследования

- Исследование актуального состояния условий организации деятельности ОО по ДОП «Опросник для руководителей и педагогических работников сферы дополнительного образования детей Иркутской области, работающих с детьми с ОВЗ»
- Исследование актуального состояния организации дополнительного образования для детей с ОВЗ и/или инвалидов в Иркутской области «Опросник для родителей»
- Исследование актуального состояния по отдельным аспектам введения различных форм сопровождения, наставничества и шефства в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам и расположенных в Иркутской области.
- Наставничество (для педагогов).
- Наставничество. Ожидания и реальность (для детей).
- Наставничество. Ожидания и реальность (для родителей).

Дистанционное обучение – получение образовательных услуг (без посещения учебного заведения) с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и «Интернет».
Обучение детей с ОВЗ и инвалидностью по дополнительным общеразвивающим программам
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в кружках и секциях дополнительного образования открывают особые возможности для их развития и социализации. Современные адаптированные дополнительные общеобразовательные программы поддерживают мотивацию, формируют индивидуальную траекторию, развивают современные навыки, помогают профессиональному самоопределению и укрепляют здоровье. В рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» дополнительным образованием должно быть охвачено 70% детей с особыми возможностями здоровья и инвалидов.

Воспитательный потенциал дополнительного образования

Конкурсные мероприятия
Профессиональные конкурсы – это серьезные творческие испытания для лучших педагогов дополнительного образования. Участие в конкурсах способствует эффективному развитию системы образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию. Благодаря конкурсам педагог дополнительного образования, ориентированный на профессиональный рост, может заявить о себе широкой общественности. Подготовка к конкурсу открывает возможности структурирования профессиональной деятельности, расширяет поле профессионального самосознания, развивает профессиональную самооценку.
Педагогическое сообщество
Инновационные педагогические
площадки РТИК центра развития дополнительного образования
Проект «Создание условий для творческого и индивидуального развития обучающихся через применение современных педагогических технологий» – МБУ ДО «Центр дополнительного образования “Радуга”» г. Тайшета, руководитель проекта Кадырова Евгения Александровна, заместитель директора.
Проект «Родина начинается с меня» – МБУ ДО «Центр творческого развития и гуманитарного образования» п. Новая Игирма, Нижнеилимский район, руководитель проекта Бубнова Альбина Викторовна, методист.
Проект «Выявление и педагогическое сопровождение одаренных, талантливых и высокомотивированных детей» – МКОУ ДО Центр творчества Шелеховского района, руководитель проекта Ефименко Ольга Александровна, методист.
Проект «Развитие детской одаренности в сфере медиатворчества» – МБУДО г. Иркутска ЦДТТ (Свердловский округ), руководитель проекта Сарапулова Назира Мажитовна.
Проект «Раскрытие потенциала взрослеющей личности на основе наставничества (ученик – ученик) в условиях ДЮСШ» – МБОУ ДО города Иркутска «Детско-юношеская спортивная школа № 5», руководитель проекта Костяева Елена Сергеевна; координатор проекта Насыбулина Людмила Тимофеевна.
Комплексный проект «Разработка и внедрение модели наставничества для педагогов и обучающихся в системе дополнительного образования детей» – МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» (г. Ангарск):
· Проект «Творчество без границ», руководитель проекта Ляховская Надежда Васильевна, руководитель отдела «Прикладного и изобразительного творчества».
· Проект «Социальная адаптация детей с ОВЗ в системе дополнительного образования “Детство без границ”», руководитель проекта Герасимчук Татьяна Анатольевна.
· Проект «Профориентационный центр как база информационной поддержки профессионального самоопределения учащихся», руководитель проекта Марченко Мария Владимировна, методист.
· Проект «Программа общекультурного развития детей младшего школьного возраста посредством мультипликации», руководители проекта Дроздова Ольга Александровна, заведующий отделом, Ракина Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования.
Комплексный проект «Детские общественные организации и профориентационные центры как условие реализации наставничества и шефства в дополнительном образовании детей» – МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества “Гармония”» (г. Ангарск):
· Проект по пропаганде пожарно-технических знаний среди детей и подростков «Дружина юных пожарных (ДЮП)», руководитель проекта Рячкина Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования по программе «ДЮП».
· Проект по развитию сетевого взаимодействия в рамках профессиональной ориентации учащихся “Ступени будущей профессии”», руководитель проекта Наталья Борисовна Балушкина, методист, ответственный за профориентационную работу.
· Проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма “Юный инспектор движения (ЮИД)”», руководитель проекта Рушакова Татьяна Анатольевна, методист.
Проект «Дом детского творчества как школа инициативы, творчества и игры» – МБУ ДО «Дом детского творчества» (г. Усолье-Сибирское), руководитель проекта Сашина Надежда Валерьевна, заместитель директора по УВР.
Проект «Организация разных форм наставничества и тьюторского сопровождения (ученик – ученик, педагог – педагог) в доме детского творчества» – МБОУ ДО города Иркутска «Дом детского творчества № 3», руководители проекта Игнатьева Елена Александровна, методист, Зимских Татьяна Эдуардовна, методист.
Проект «Soft Skills: Дети – Детям» – МБОУ ДО города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества», руководитель проекта Перфильев Сергей Владимирович, педагог дополнительного образования.
Проект «Развитие инженерно-технических компетенций учащихся в условиях дополнительного образования» – МБОУ ДО города Иркутска «Центр детского творчества “Октябрьский”», руководители проекта Комарова Елена Юрьевна, методист, Сергеева Вероника Николаевна, педагог дополнительного образования.
Проект «Дворец как образовательный кластер, способствующий формированию профессиональных компетенций педагогов в художественной направленности» – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи “Гармония”» (г. Братск), руководитель проекта Гончаренко Валентина Валерьевна, заместитель директора по УМР.
Проект «Создание условий для социализации детей с ОВЗ посредством дополнительного образования»– ГБУ ДО «Центр дополнительного образования детей» п. Усть-Ордынский, руководитель проекта Жербакова Любовь Эниевна, директор.
Проект «Проектно-исследовательская деятельность с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами в условиях МКУ ДО “ДДТ”»– Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» (г. Вихоревка, Братский район), руководитель проекта Синицына Снежана Владимировна, заместитель директора по НМР.
Проект «Центр развития и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов»– МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества имени Г. И. Замаратского» г. Железногорска-Илимского Нижнеилимского муниципального района, руководитель проекта Калениченко Елена Сергеевна, директор.