Институт развития образования Иркутской области

Лучшие образовательные модели представили на конкурсе «Дебют» педагоги Приангарья

20 Июл 2020
 
16:45
 

Как молодому педагогу-руководителю повысить свой профессиональный уровень? Самый эффективный способ – участие в конкурсе «Дебют». Это ценный опыт, который стимулирует расти и развиваться в своем деле, находить и внедрять инновационные методы, отвечающие требованиям современного образования. Конкурс «Дебют» среди молодых руководителей образовательных организаций ежегодно проводит министерство образования Иркутской области совместно с Институтом развития образования Иркутской области. В марте нынешнего года завершился заочный этап, очный этап пройдет осенью.

В конкурсе могут принимать участие молодые директора и заместители директоров образовательных организаций возрастом до 39 лет, с опытом работы не менее двух лет. Для того чтобы стать его участником, нужно предоставить творческую презентацию о том, какой должна быть современная школа, написать эссе о себе и своих достижениях и аналитическую справку, в которой продемонстрировать показатели результатов своей работы. Так проводится заочный этап, цель которого выбрать лучших участников и пригласить их на очный этап. Проходит он в Институте развития образования Иркутской области – участники конкурса демонстрируют видеоролик о себе и своей образовательной организации, а также представляют презентации моделей современной школы или детского сада, или организации дополнительного образования.

– Молодой руководитель – это всегда особое видение, креативное мышление, задающее темп и ритм в развитии образовательной организации, – говорит руководитель центра развития инновационного опыта Института развития образования Иркутской области Инна Сергеевна Пешня. – Участие в конкурсе дает возможность молодым представителям руководящего состава систематизировать свою работу, эффективно простроить ее, а его критерии помогают понять перспективу профессионального роста. Кроме того, дополнительным плюсом конкурса для молодых педагогов-руководителей является то, что это определенный социальный лифт. Зачастую у них начинается новый этап в профессиональной карьере, нередко им предлагают более высокую должность. Например, победитель конкурса «Дебют» прошлых лет стал мэром одного из районов Иркутской области.

Как рассказали в центре развития инновационного опыта Института развития образования Иркутской области, в этом году в заочном этапе принимают участие двенадцать руководителей из разных муниципальных образований региона. В 2019 году участниками конкурса были педагоги из Иркутска, Братска, Бодайбо, Зимы, а также Братского, Бодайбинского, Качугского, Тайшетского, Черемховского, Нукутского районов. Победителем конкурса прошлого года стал заместитель директора средней общеобразовательной школы № 46 города Братска Инна Сергеевна Аникеева, а лауреатами – заместитель директора «Лицея № 36» ОАО «Российские железные дороги» города Иркутска Татьяна Александровна Пьянкова и заместитель заведующего детским садом № 212 Зиминского городское муниципального образования Екатерина Олеговна Колесова.

Лауреат конкурса Татьяна Александровна Пьянкова проработала в железнодорожном лицее 17 лет. Она окончила педагогический университет по специальности «Учитель информатики и математики» и еще во время обучения на последнем курсе пришла работать в лицей.

– Я с детства мечтала стать учителем. Профессия педагога для меня всегда была самой благородной, самой романтичной! Выросла я в многодетной семье, была старшей дочерью и мне нравилось заниматься с детьми – учить их, воспитывать, поэтому после окончания педагогического университета я пришла работать в лицей № 36. С юности я всегда была социально активной, любила общественную работу – в лицее я была и в профкоме, и в пресс-службе, занималась оформительской деятельностью, поэтому, когда мне предложили должность заместителя директора, сразу согласилась. Работа интересная, к тому же у меня аналитический склад ума – со школьной скамьи я любила логические задачки, поэтому мне очень нравится заниматься составлением планов и расписаний, распределением уроков, – рассказывает Татьяна Александровна Пьянкова.

У нее дружная семья, причем аналитический склад ума, интерес к математике и инженерному делу есть у всех: муж по профессии физик-инженер, старшая дочь поступила в один из вузов Санкт-Петербурга, получает специальность инженера-строителя, младшая учится в инженерном классе. Неудивительно, что и на конкурс «Дебют» Татьяна Александровна представляла презентацию, в которой рассказала о модели инженерно-ориентированного образования в школе.

– Эта методика уже реализуется в нашем лицее. С 5-го класса на конкурсной основе мы выбираем детей в класс, в котором обучение дополнено факультативными занятиями по предметам, необходимым для профессии инженера. Ребята занимаются техническим моделированием, робототехникой и другими направлениями. Мы привлекаем для реализации учебной программы наших партнеров – ИрГУПС, Кванториум РЖД, Детскую железную дорогу, – говорит Татьяна Александровна Пьянкова. – Конкурс для меня – это профессиональное признание, интересный обмен опытом, возможность узнать новые инновационные идеи, которые мы можем внедрить в нашем лицее и, конечно, пообщаться с коллегами, порадоваться их успехам.

Победительница конкурса «Дебют» 2019 года, заместитель директора «Средней общеобразовательной школы № 46» муниципального образования города Братска Инна Сергеевна Аникеева рассказала, что впервые принимает в нем участие. Педагог из Братска работает в школе № 46 уже порядка 14 лет. Участница конкурса рассказала, что еще в школьные годы мечтала стать педагогом гуманитарного профиля, поэтому окончила Братский государственный университет по специальности «Учитель истории».

– В своей профессии я стараюсь работать на все сто процентов, проявлять инициативу, повышать качество. Мое трудолюбие было высоко отмечено руководством школы, и мне предложили должность заместителя директора. Я уже принимала участие в муниципальных конкурсах, а на региональном уровне представляла результаты своей работы впервые, – говорит Инна Сергеевна. – Изменения в современном образовании предъявляют требования не только к личности педагога, но и к школьному пространству, где должны рождаться инновационные идеи. За годы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование» кардинально изменились и содержание, и качество, и облик российской школы. Готовясь к одному из родительских собраний, я познакомилась с «Манифестом старшеклассников», в котором дети высказывали свое мнение о формате современной школы, какой они ее видят. Этот вопрос мы обсудили и в нашей школе. На основании ответов детей, родителей и педагогов мы получили модель нашей новой школы. Это школа, в которой удобно, где для каждого есть личное пространство, а цифровой мир – это часть процесса обучения. Это школа, где можно учиться индивидуально и в команде, в которой дополнительное образование – часть обучения. Это школа, в которой важной составляющей является самоуправление. А как этого достичь, с чего начать? Именно поэтому мы включились в реализацию муниципального проекта «Современная образовательная среда» и решили создать из школы № 46 такую школу, в которой детям будет комфортно учиться. Целью школы будущего является создание единого информационного пространства образования и управления, – рассказала Инна Сергеевна.

По словам педагога, современная школа должна отвечать тенденциям сегодняшнего дня, а значит, без новейших компьютерных технологий в ней не обойтись. Но важно сделать так, чтобы ребенок шел в школу без страха, не боялся требовательных педагогов, контрольных и экзаменов, а для этого атмосфера в классах и коридорах должна быть домашней. Инна Сергеевна рассказала, что в ее школе дети чувствуют себя как дома: в коридорах стоят разноцветные пуфы, там же расположены различные атрибуты для детского творчества.

– Современная школа, по нашему мнению, должна иметь две задачи – вдохновлять и мотивировать учиться, а значит, в ней должны быть личные пространства для детей, где они могли бы развивать свои способности, и второй задачей является подготовка к будущей профессии. Изюминка нашей школы – дополнительное образование. На нашей базе работает 18 спортивных секций, у нас два тренажерных зала, бассейн, и даже есть тир. У нас проходят занятия спортсменов из Федерации юношеского баскетбола. Наши школьники завоевывают первые места на региональных и федеральных соревнованиях по волейболу и баскетболу, – рассказала победитель конкурса.

Организаторы «Дебюта» приглашают молодых руководителей педагогического сообщества участвовать в ежегодном конкурсе для того, чтобы определить эффективное направление профессионального развития, обменяться опытом и узнать новые методики, которые позволят повысить качество и результаты своей работы.

Алена Байбородина