Семинар «Построение региональной экосистемы практик социализации для формирования эффективных решений общего и дополнительного образования в рамках реализации Национального проекта “Образование”»
Центром развития воспитания ГАУ ДПО ИРО был проведен семинар для руководителей методических объединений, педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций по теме «Построение региональной экосистемы практик социализации для формирования эффективных решений общего и дополнительного образования в рамках реализации Национального проекта “Образование”». В мероприятии приняли участие педагогические работники образовательных организаций из городов (Иркутск, Ангарск, Братск, Черемхово, Зима, Тулун, Тайшет) и районов (Шелеховский, Балаганский, Усть-Удинский) Иркутской области.
В ходе семинара активно обсуждались особенности реализации практик социализации детей в системе общего и дополнительного образования, а также рассматривались механизмы анализа эффективности практик как ресурса саморазвития педагогов и условия социального развития обучающихся.
Участники семинара были включены в организацию и проведение образовательной игры, которая дает возможность школе являться естественной площадкой для проектирования деятельности, направленной на формирование позитивных социальных изменений.
Анализируя кейсы практик социализации, участники пришли к выводу, что эффективная практика соответствует следующим критериям:
– масштабируемость;
– информационная прозрачность (для понимания детьми, родителями и педагогами, желающими внедрить практику);
– непротиворечивость законодательству;
– технологичность описания, позволяющая обеспечить понимание и повторение основных элементов процесса в оптимальном сочетании конкретной и обобщенной наглядности;
– комплексность как стремление к всестороннему описанию практики;
– оптимальность сочетания информирования о лучшей практике и поддержки ее внедрения.
Интенсивная работа слушателей позволила выделить проблемы, которые мешают распространению и использованию эффективных практик социализации в образовательном поле региона, такие как:
– недостаточность мер информационно-методического и организационного характера, необходимых для квалифицированного сопровождения процесса выявления, распространения и закрепления опыта реализации практик в образовательной системе ОО, муниципалитета, региона;
– ограниченность доступа значительной части профессионального сообщества и потенциальных заказчиков к практикам и материалам по их реализации;
– размытость представлений о сущности и содержании опыта проектирования и реализации практик, смысле и механизмах его выявления и внедрения.
В завершении семинара участники определили оптимальные условия, способствующие тиражированию лучших практик социализации:
– алгоритмизация описания (последовательность технологических процедур внедрения);
-«кейсовое» обеспечение (продукты, описывающие тиражируемую практику, позволяющие выработать отношение к практике); – информационные ресурсы как база для тиражирования лучшей практики.