Об изучении современной социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в контексте информационных технологий и глобальной цифровой социализации современного поколения

В рамках деятельности по сопровождению педагогических площадок ГАУ ДПО ИРО преподавателями кафедры педагогики и психологии в 2020 году проведено исследование совместно с дошкольными образовательными организациями (МБДОУ детский сад № 133 г. Иркутска, МБДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» с. Сосновка, МБДОУ детский сад с. Хомутово, МДОУ детский сад № 14 г. Черемхово, МДОУ детский сад № 4 г. Черемхово, МКДОУ детский сад с. Саянское, МБДОУ «Детский сад  №  30 «Ромашка» п. Белореченский, МБДОУ Детский  сад № 15 “Родничок”» Усольский район, МБДОУ “Детский сад № 42”» Усольский район, МБДОУ «Детский сад № 2 р. п. Култук», МКДОУ «Детский сад с. Рысево»).

Работа была направлена на изучение современной социальной ситуации развития детей дошкольного возраста в контексте информационных технологий и глобальной цифровой социализации современного поколения.

В результате исследования, проведенного Г. А. Стародубцевой, канд. психол. наук, доцентом кафедры педагогики и психологии, выявлено, что современная социальная ситуация детей характеризуется активным внедрением и использованием в их жизни различных информационных технологий в виде компьютеров, планшетов, гаджетов, а также наличием огромного количества детских телеканалов, вещающих мультипликационные фильмы в формате 2D и 3D. Компьютерные технологии массово вошли в институты социализации детей, что создало условия для радикальной смены форм взаимодействия и общения ребенка со взрослым, а также форм деятельности самих детей. Информационно-коммуникативные технологии стали важнейшим агентом социализации детей, конкурирующим с детским садом, семьей и школой. Они не просто становятся, но уже стали привычным для человечества «культурным орудием», качественно отличающимся от привычных способов деятельности и общения. Эти новые условия социализации детей и подростков ведут к изменениям в механизмах и результате «очеловечивания» нового поколения.

С учетом возрастающего потока непрерывно создаваемых новых компьютерных анимаций для детей, множественности и разноплановости их героев, а также возможности бесконечного, а порой, бесконтрольного их просмотра была поставлена следующая цель исследования: выявить наиболее популярные мультфильмы и любимых героев детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет), посещающих детские образовательные организации. В первую очередь нас интересовал вопрос: «Можно ли говорить об особенных тенденциях в интересах современных дошкольников, отличных от детей прошлых поколений?» Отдельными задачами стали: определить основные тенденции в выборе у детей тех или иных героев мультипликационных фильмов; провести анализ предпочтений для каждой из возрастных групп (дети 4, 5 и 6 лет).

Проведенное исследование отражает актуальность и всевозрастающий научно-исследовательский интерес к области цифровой социализации детей дошкольного возраста. На наш взгляд, это вязано с тем, что новая реальность предлагает ребенку дошкольного возраста не мир игры как таковой, не мир встреч и взаимных прикосновений взрослого и ребенка, а мир цифр, знаков, символов, которые преломляются через его сознание, но не осмысляются должным образом. Во-первых, в силу возраста, во-вторых, в отсутствии рядом значимого взрослого, направляющего и поддерживающего его в информационном пространстве социальных сетей, компьютерных игр и анимационных фильмов. Нынешнее поколение уже не воспринимает взрослого как единственного носителя новой информации и правил поведения. Это означает, что современный мир предъявляет детям дошкольного возраста новую социальную ситуацию развития, новый контекст их психологического, физического и личностного развития, что требует новых исследований в этой области с включением аналитических и лонгитюдных, качественных и количественных методов.

Данная работа актуализировала наиболее проблемные вопросы изучения возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста, а также социально-психологических характеристик социальной ситуации развития воспитанников детских садов. Так, во-первых, выяснилось, что при использовании планшета дети фактически игнорируют задачу собирания целого образа (они просто перебирают фрагменты наугад), в то время как при собирании бумажного варианта ребята пробуют различные способы: наложение на образец, собирание вокруг образца, соотнесение, примеривание и т. д., что фактически приводит к развитию образного мышления, к самостоятельному поиску. Во-вторых, современные компьютерные игры, адресованные маленьким детям, при внешнем сходстве с обычной режиссерской игрой не дают пространства для детского воображения, а ограничивают его конкретными пространственными рамками, определенными персонажами и функциональными возможностями. Из этого можно сделать выводы, что в настоящее время познание действительности у большинства дошкольников происходит через преобладание цифровых знаковых средств, позволяющих качественно по-другому исследовать предмет в отличие от средств, способствующих выявить объективные и существенные стороны того же предмета действительности. При этом задача ребенка на «проживание» и формирование своего отношения к действительности через компьютерные игры, скорее всего, не позволяет ему должным образом осмыслить и присвоить ситуацию, выражая тем самым свое субъективное отношение, поскольку в данном случае не использованы символические средства.

Совместная научная деятельность кафедры педагогики и психологии с дошкольными образовательными организациями Иркутской области позволила повысить психолого-педагогическую компетентность специалистов и педагогов детских садов, определить потребности детей в информационном мире, проанализировать происходящие психологические изменения в детской популяции и увидеть свою роль в выстраивании качественно новой образовательной деятельности.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Человеческий фактор: социальный психолог», ознакомиться с публикацией можно здесь.

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary