Программа воспитания в Иркутской области: траектория разработки и внедрения
В целях повышения качества воспитания, во исполнение мероприятий регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» была разработана и утверждена Дорожная карта информационно-методического сопровождения общеобразовательных организаций Иркутской области по разработке и внедрению рабочих программ воспитания на период до 2025 года. Региональным оператором реализации Дорожной карты согласно распоряжению министерства образования Иркутской области от 9 марта 2021 года № 237-мр назначен Институт развития образования Иркутской области.
В рамках Дорожной карты запланировано повышение квалификации управленческих и педагогических команд по проектированию рабочих программ воспитания, которые предполагают не только курсы повышения квалификации, но и образовательные стажировки, коллективные инновационные сессии для классных руководителей, Форум «Эффективные практики и проекты классного руководителя».
Тиражировать опыт разработки рабочей программы воспитания будут школы, участвовавшие в апробации программы воспитания, распоряжением министерства образования Иркутской области от 9 марта 2021 г. № 236-мр им был присвоен статус базовых (опорных) площадок.
Для информационно-методической поддержки разработчиков программы воспитания созданы Методическая и Исследовательская лаборатории, модераторами и участниками, которых являются представители Б(О)П. На сайте центра развития воспитания «Воспитание38» действует консультационная площадка «Программа воспитания», где через обратную связь можно задать вопрос и проконсультироваться.
Получить независимую оценку своей рабочей программы воспитания, внести возможные коррективы проектные команды могут путем экспертизы Программы при обращении к Региональному оператору. Регламент экспертизы рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций был утвержден распоряжением министерства образования Иркутской области от 9 марта 2021 года № 238-мр.
Представить уникальность и своеобразие воспитательной деятельности своей образовательной организации, внесенной в модули рабочей программы воспитания, можно через региональный конкурс модулей рабочей программы воспитания «Эврика», задачами которого является поиск, обобщение, распространение эффективных практик разработки содержательной части рабочих программ воспитания – модулей и формирование единого регионального реестра лучших модулей рабочих программ воспитания для дальнейшего тиражирования.
Все, что мы делаем сегодня в образовательном пространстве школы, муниципалитета, региона, страны, обновляя воспитание или проектируя программы воспитания, мы делаем ради Ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Свободная, гармоничная и счастливая личность развивается тогда, когда мы, взрослые, создаем условия для счастливого детства.