Задачи наставничества в сфере образования обсудили руководители и педагоги школ Приангарья

Первый ситан по теме «Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала через наставничество, шефство» прошел в Институте развития образования Иркутской области 27 февраля 2020 года в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка». Ситан – это ситуационный анализ, практическое мероприятие, где участники анализируют предложенную тему, разбирают сложные вопросы, делятся опытом и вырабатывают совместные решения самых приоритетных задач. Участниками мероприятия стали директора, заместители руководителей по воспитательной работе общеобразовательных школ, педагоги, психологи из муниципальных районов и городов Иркутской области. Они обсудили значимость наставничества в образовательных организациях, а также условия, необходимые для того, чтобы институт наставничества эффективно функционировал и развивался.

Как рассказала руководитель центра государственной политики в сфере образования Евгения Александровна Шестакова, задачи наставничества определены в национальном проекте «Образование», государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 гг.». В частности, задачей наставничества согласно региональному проекту «Успех каждого ребенка» является привлечение к нему 70 % детей с ограниченными возможностями здоровья из общего числа школьников, с которыми работают наставники.

– Существует множество видов наставничества. Мы представляем на этом мероприятии нашу практику – как дети обучают детей. Она называется «Баддинг-наставничество», – рассказывает участница ситана, заместитель директора по воспитательной работе лицея города Черемхово Светлана Юрьевна Дубовикова, – дети показывают своим подопечным как развить в себе лидерские качества, улучшить коммуникационные навыки, тем самым они готовят новую смену наставников.

– Я приехала из отдаленного Усть-Илимского района, в нашей школе практикуется наставничество не только над детьми, но и над молодыми педагогами. Наша программа называется «Волонтерские френдзоны». Она включает работу с талантливыми детьми, профориентацию, поддержку детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и другие направления, – рассказала директор школы с. Подъеланка Усть-Илимского района Елена Иннокентьевна Мойсеева.

На ситане были представлены эффективные практики наставничества, шефства, тьюторского сопровождения, реализуемые муниципальными органами управления образованием, образовательными и общественными организациями Иркутской области, и анализ организации наставничества в регионе. Участники ситана обсудили внедрение, оценку и мониторинг методологии (целевой модели) наставничества в общеобразовательных школах, колледжах, применение практик, нацеленных на обмен опытом между обучающимися в региональной и муниципальной системе образования, общественно-профессиональную экспертизу региональной целевой модели наставничества, разработку и реализацию наставнических программ в образовательных организациях. Рисками наставничества, по мнению участников ситана, являются формальный подход, имитация поддержки и помощи вместо реальной работы, а также перекладывание функций наставников на школьных учителей и педагогов дополнительного образования.

В результате участники ситана сформулировали общее понимание того, как система наставничества может стать эффективной и результативной для адаптации детей в обществе, подготовки их к взрослой жизни, улучшения качества их обучения и развития способностей и талантов, решения различных психологических проблем подрастающего поколения.

  • Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary