Завершилось исследование психологической безопасности субъектов образовательных отношений в школах с низкими образовательными результатами

В рамках работы виртуальной исследовательской лаборатории про преодолению рисков учебной неуспешности и низкой мотивации учения у обучающихся с мая по июнь текущего года в 148 школах с низкими образовательными результатами из 37 муниципальных образований Иркутской области был проведен онлайн-опрос учащихся, учителей и родителей/законных представителей с целью определения уровня психологической безопасности школьной среды субъектов образовательных отношений и последующей организации методической помощи по устранению рисков психологической безопасности как факторов снижения образовательных результатов.

Было опрошено 14 803 респондента, из них 2390 – педагогические работники, 6169 – обучающиеся 6-х и 9-х классов, 6244 – родители/законные представители обучающихся. Исследование проводилось в соответствии с принципом добровольного участия. В качестве инструмента исследования была выбрана шкала «Защищенность от психологического насилия во взаимодействии» из методики Ирины Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы». Вопросы, адресованные всем субъектам образовательных отношений, были переведены в Яндекс.Формы для обеспечения возможности проведения онлайн-опроса. 

Выявлено, что среди субъектов образовательных отношений в школах с низкими образовательными результатами наиболее высокий уровень психологической безопасности выявлен у родителей/законных представителей школьников. Поэтому нельзя утверждать, что невключенность родителей в школьные дела связана с рисками психологической безопасности во взаимоотношениях с учителями и администрацией школы.

Наиболее уязвимыми субъектами образовательных отношений оказались учителя. Доля учителей с низким уровнем психологической безопасности выше, чем доля обучающихся или родителей (13,3 % учителей, 11,7 % учеников, 6,9 % родителей). В большей степени учителя отметили свою незащищенность от негативного отношения детей и родителей. Выявлено также, что учителя в большей степени ощущают негатив со стороны родителей, чем родители – со стороны учителей.

Угрозой психологическому благополучию и безопасности учеников 6-х и 9-х классов (респонденты опроса) являются публичные унижения/оскорбления одноклассников или других учеников школы, недоброжелательное отношение сверстников и угрозы, исходящие от них.

Результаты исследования были представлены на вебинаре «Психологическая безопасность субъектов образовательного процесса как условие повышения качества образования», организованном лабораторией психологической безопасности личности кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента для педагогов, руководителей и кураторов ШНОР, который состоялся 20 июня 2023 г.Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/VbxxmHwpd1_Mzw

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary