О результатах реализации мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, федерального проекта «Современная школа»
В период с 2019 по 2024 гг. 29 из 34 региональных специальных (коррекционных) школ (далее – СКШ) приняли участие в реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ.
В рамках реализации данного проекта произошло обновление инфраструктуры каждой СКШ в части пополнения оборудования/оснащения помещений/мастерских для реализации предметной области «Технология»; помещений для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе «ресурсных зон» для организации мероприятий психолого-педагогической направленности; помещений и учебных кабинетов для организации общего и дополнительного образования.
Изменения, произошедшие в инфраструктуре указанных организаций, привели к повышению качества образовательного процесса в целом, к положительным изменениям в освоении обучающимися АООП и программ дополнительного образования, в т. ч.:
1. Расширилась вариативность используемых в образовательном процессе
адаптированных основных общеобразовательных программ за счет создания условий для реализации АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3, 8.4), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
2. Во всех школах было углублено содержание предметной области
«Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), а также произошло обновление содержания этой предметной области за счет введения новых
профилей труда, востребованных на региональном рынке труда, в т. ч. «Картонажно-переплетное дело», «Поварское дело (кулинария)» и др.
3. Во всех школах были оптимизированы условия для реализации
«Коррекционно-развивающей области» учебного плана в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с учебными планами коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, ритмика, АФК, в т. ч. для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с РАС и в рамках реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) обучающихся с ТМНР.
4. Во всех школах были созданы условия для реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, действуют секции, кружки, объединения и пр. В 2024–2025 учебном году охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием на базе специальных (коррекционных) школ составил 61,6 %.
5. Во всех образовательных организациях проведена работа по повышению квалификации руководящих и педагогических работников. За период реализации проекта 100 % руководящих и педагогических работников прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.
6. На базе 28 (97 %) специальных (коррекционных) школ организована работа 31 центра (пункта), оказывающего информационно-методическую помощь посредством очного взаимодействия и использования ДОТ педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ (инвалидностью) и их родителям.
В период с 2019 по 2024 гг. ГАУ ДПО ИРО для коллективов СКШ была обеспечена возможность презентовать эффективные практики по реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ разных типологических групп на региональном и федеральном уровнях посредством публикаций, проведения семинаров, мастер-классов, дискуссионных площадок, научно-практических конференций и др.; составления реестра эффективных практик.
Особо следует отметить проведение 20 ноября 2024 года Регионального форума специальных (коррекционных) школ «Современная школа: проекты и реалии». В мероприятии приняли участие 228 руководящих и педагогических работников, были рассмотрены актуальные для нашего региона темы: «Использование мобильного класса при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к участию в чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», «Организация деятельности школьной фото/видеостудии в образовательном процессе обучающихся с нарушениями слуха», «Реализация профиля трудовой подготовки «Столярное дело» в образовательном процессе обучающихся с нарушением интеллекта», «Актуальные подходы к реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра», «Реализация профиля трудовой подготовки «Швейное дело» в образовательном процессе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Осуществление работы по профессиональному самоопределению обучающихся с нарушением интеллекта» и др. С программой и материалами выступлений можно ознакомиться здесь
Также состоялась презентация реестра лучших практик обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, СКШ Иркутской области – участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019–2024 гг. С материалами реестра можно ознакомиться здесь
Дополнительную информацию о результатах реализации мероприятия, направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, федерального проекта «Современная школа» можно получить по номеру телефона: 8 (3952) 500-904 (доб. 215).
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!