14 декабря 2023 г. состоялась межрегиональная конференция «Развитие потенциала среднего профессионального образования: стратегические ориентиры и региональные практики»

Организатором конференции выступил Институт развития образования Иркутской области.

В обсуждении актуальных направлений развития системы среднего профессионального образования, результатов реализации успешных региональных практик и эффективных механизмов стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации приняли участие представители органов власти, руководители, заместители руководителей, преподаватели и мастера производственного обучения образовательных организаций системы среднего профессионального образования, высшего образования и институтов развития образования.

343 человека зарегистрировались в качестве участников межрегиональной конференции из 37 субъектов Российской Федерации (Иркутской области, Республики Алтай, Амурской, Архангельской, Белгородской областей, Республики Бурятия, Волгоградской, Вологодской, Воронежской областей, Республики Дагестан, Еврейской автономной области, Забайкальского, Камчатского краев, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Карелия, Кемеровской, Кировской областей, Краснодарского, Красноярского краев, Курской, Липецкой, Магаданской областей, Республики Марий Эл, Московской, Новгородской, Омской, Оренбургской областей, Пермского края, Самарской области, Санкт-Петербурга, Саратовской, Свердловской, Тульской областей, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Ульяновской области, Хабаровского края, Республики Хакасия, Челябинской области, Чукотского автономного округа, Ярославской области) и один международный участник – из Республики Беларусь, г. Минска.

С докладами на конференции выступил 61 участник (программу конференции можно посмотреть здесь).

Апанович Елена Владимировна, заместитель министра образования Иркутской области, на пленарной части конференции поприветствовала всех участников, обозначила стратегические ориентиры развития среднего профессионального образования для региона и страны, отметила необходимость организации и проведения подобных мероприятий, которые действительно являются площадкой для обмена опытом, результатами и лучшими практиками реализации потенциала среднего профессионального образования не только на территории России, но и на международном уровне.

Хайрулина Ольга Викторовна, начальник управления профессионального образования министерства образования Иркутской области, и Кондратенко Елена Петровна, ведущий советник отдела развития стройиндустрии министерства строительства Иркутской области, выступили с приветственным обращением, указав, что конференция позволит найти ответы на актуальные вопросы модернизации системы среднего профессионального образования, пожелали участникам и организаторам конференции плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия.

В рамках первой секции «Развитие механизмов социального партнерства в системе среднего профессионального образования» было озвучено 13 докладов представителей 10 регионов России. Участники конференции ознакомили с уникальными практиками развития социального партнерства с предприятиями-работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями. В докладах была показана специфика построения партнерских отношений в различных отраслях экономики: промышленном производстве, медицине, образовании, культуре, сельском хозяйстве. Участники отметили, что формирование системы социального партнерства является достаточно сложным и длительным процессом, который предполагает постоянный поиск партнеров, выявление их интересов и возможностей, налаживание взаимовыгодных отношений, а также вовлечение в эту работу всего коллектива образовательной организации.

В ходе работы второй секции «Кадровый потенциал системы среднего профессионального образования» было озвучено 15 докладов представителей 7 регионов России и одного участника из Республики Беларусь, определены такие приоритетные направления, как:

  • система наставничества в среднем профессиональном образовании;
  • компетенции и компетентность преподавателя среднего профессионального образования в системе непрерывного обучения;
  • кадровая потребность региона;
  • мотивация преподавателей среднего профессионального образования;
  • методическая поддержка научно-исследовательской работы преподавателей среднего профессионального образования и др.

По итогам работы секции были сформулированы следующие предложения:

  • осуществлять взаимодействие Центра карьеры и учебной части с целью разработки индивидуальных учебных планов, позволяющих совмещать процесс обучения и трудовую деятельность обучающихся;
  • организовывать и развивать систему непрерывного самообразования во взаимосвязи с методической работой в профессиональной образовательной организации;
  • применять многоступенчатую систему работы по персональному сопровождению профессионального становления по направлениям: «студентстудент», «педагог – педагог», «педагог – студент», «работодатель – студент», «преподаватель – талантливый обучающийся»;
  • внедрять элементы бережливого производства, направленные на сокращение времени ведения документации по оформлению семестровых отчетов кураторов, формирование электронного портфолио студентов и преподавателей;
  • совершенствовать работу наставничества педагогов в направлении развития soft-компетенций;
  • развивать корпоративное обучение в системе среднего профессионального образования на основе модели цифрового колледжа;
  • сопровождать (методически) научно-исследовательскую деятельность преподавателя с целью совершенствования профессиональной компетентности, создания инновационных учебных программ и методик, развития научного сообщества.

На третьей секции «Обновление содержания образовательных программ профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования» докладчиками был представлен опыт внедрения цифровых образовательных технологий в среднем профессиональном образовании. Обсуждались актуальные методы и технологии обучения: геймификация, дуальное обучение, интерактивные методы, кейс-технология и др. Рассматривались вопросы инклюзивного образования и чемпионатного движения «Профессионалы».

15 участников конференции из 8 регионов нашей страны, выступивших в рамках работы третьей секции, представили содержательные доклады о применении цифровых образовательных технологий в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций. По итогам работы секции участниками конференции были высказаны следующие предложения:

  • для достижения результатов обучения, а также для повышения учебной мотивации необходим переход от традиционных педагогических технологий к передовым, в частности к использованию цифровых образовательных технологий;
  • необходим регулярный обмен опытом между профессиональными образовательными организациями в условиях перехода на новые образовательные стандарты, расширения использования цифровых технологий.

В работе четвертой секции «Опыт реализации образовательных программ и способов достижения образовательных результатов в формате новых ФГОС среднего профессионального образования» приняли участие 15 участников из 6 регионов России. Обсуждались трудности, возникающие у профессиональных образовательных организаций в процессе подготовки и проведения демонстрационного экзамена, рассматривались вопросы повышения мотивации у обучающихся и поиска психолого-педагогических средств ее формирования посредством усиления профессиональной направленности в реализации профессиональных образовательных программ и др.

По итогам работы четверной секции участниками конференции озвучены предложения:

  • продолжить работу по обобщению опыта профессиональных образовательных организаций по подготовке и проведению ГИА в форме демонстрационного экзамена;
  • рассмотреть данный вопрос с позиции повышения конкурентоспособности профессионального образования, нацеленности ПОО на внедрение практико-ориентированных образовательных программ профессионального образования и/или профессионального обучения;
  • создать условия для формирования дискуссионной площадки по вопросам внедрения вариативных средств организации учебной и учебно-производственной (практико-ориентированной) деятельности в ПОО для стимулирования и развития мотивационных ресурсов личности обучающихся, повышения качества их подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию материалы участников конференции, которыми вы можете воспользоваться для актуализации, совершенствования своей профессиональной деятельности, а также деятельности своих профессиональных образовательных организаций в актуальных направлениях развития потенциала среднего профессионального образования.

Благодарим участников конференции за плодотворную, интересную и активную работу (фотоматериал здесь), оставленные отзывы об организации и проведении конференции (обратная связь участников конференции по ссылке. Ждем на следующих мероприятиях!

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary