О результатах реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
На основании письма ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 24.03.2021 № 888 ГАУ ДПО ИРО был составлен информационно-аналитический отчет на 29.02.2024 о реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через обновление материальной-технической базы отдельных общеобразовательных организаций – участников 2019–2024 гг.
Изменения, произошедшие в инфраструктуре специальных (коррекционных) школ, привели к повышению качества образовательного процесса в целом, к положительным изменениям в освоении обучающимися АООП и программ дополнительного образования, в том числе:
- Расширена вариативность используемых в образовательном процессе адаптированных основных общеобразовательных программ за счет создания условий для реализации АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3, 8.4), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Во всех школах было углублено содержание предметной области
«Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), а также обновлено содержание этой предметной области за счет введения новых профилей труда, востребованных на региональном рынке труда, в том числе «Рабочий по комплексному ремонту», «Картонажно-переплетное дело», «Поварское дело (кулинария)» и др. - Во всех школах были оптимизированы условия для реализации
«Коррекционно-развивающей области» учебного плана в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с учебным планом коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, ритмика, АФК, в том числе для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с РАС и в рамках реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) обучающихся с ТМНР. - Расширена вариативность используемых в образовательном процессе программ дополнительного образования на базе 22 специальных (коррекционных) школ; охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием на базе указанных организаций составил 64,9 %.
- Во всех образовательных организациях ведется активная работа по повышению квалификации руководящих и педагогических работников. За период 2021–2023 гг. в семнадцати школах, что составляет 74 %, все (100 %) руководящие и педагогические работники уже прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.
- На базе 21 специальной (коррекционной) школы, что составляет 91 %, организована работа 24 центров (пунктов), оказывающих информационно-методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ (инвалидностью) и их родителям, в том числе с использованием ДОТ и сетевого взаимодействия.
Актуальные направления дальнейшего развития качественных изменений в деятельности образовательных организаций, являющихся участниками мероприятия федерального проекта «Современная школа», включают:
- Создание условий для лицензирования программ дополнительного образования в ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа № 25 г. Братска».
- Продолжение работы по разработке и реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей, увеличению до 75 % охвата обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием непосредственно на базе каждой школы до конца 2024 г.
- Продолжение работы по обновлению предметной области «Технология» по профилям, востребованным на региональном рынке труда.
- Обеспечение сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями в части
реализации адаптированных образовательных программ. - Создание материально-технических, кадровых и организационных условий для использования в образовательном процессе ДОТ.
- Обеспечение до 2024 г. повышения квалификации во всех школах 100 % руководящих и педагогических работников по актуальным направлениям организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
- Создание до 2024 г. на базе всех специальных (коррекционных) школ региональных консультационных, учебно-методических, ресурсных и иных центров (пунктов), оказывающих информационно-методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, в том числе с использованием ДОТ и сетевого взаимодействия.
- Обобщение и тиражирование эффективных практик деятельности специальных (коррекционных) школ по реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ разных типологических групп на региональном и федеральном уровнях посредством публикаций, проведения семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций и пр.
С содержанием информационно-аналитического отчета на 29.02.2024 о реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через обновление материальной-технической базы отдельных общеобразовательных организаций – участников 2019-2024 гг., можно ознакомиться здесь.
Более подробную информацию о сроках и процедуре проведения мониторинга деятельности специальных (коррекционных) школ, информационно-аналитических справках за 2020–2024 гг. можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО по телефону +7(83952) 500-904 (доб. 215).