Вопросы профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки лиц с ОВЗ обсудили участники межрегиональной научно-практической конференции

19 апреля в рамках деловой программы VII Регионального чемпионата «Абилимпикс» ГАУ ДПО ИРО была проведена Межрегиональная научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью: проблемы и достижения».

Профессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка и профессиональное обучение лиц с ОВЗ, инвалидностью способствуют их успешной социализации, обеспечивают полноценное участие в жизни современного общества, эффективную самореализацию в различных видах трудовой, профессиональной и социальной деятельности.

Количество участников конференции и их география свидетельствуют, что вопросы профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью актуальны для разных регионов нашей страны. В конференции приняли участие 447 человек из 34 регионов: республик Ингушетия, Саха (Якутия), Бурятия, Татарстан, Хакасия;  Камчатского, Приморского, Забайкальского, Красноярского, Алтайского, Краснодарского краев; Московской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Кемеровской,  Магаданской, Омской, Челябинской и других областей.

Цель, которую преследовали организаторы конференции, заключалась в представлении и общественном обсуждении эффективных практик профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки и профессионального обучения лиц (обучающихся) с ОВЗ, инвалидностью в образовательных организациях общего, дополнительного и профессионального образования.

Участниками были заслушаны 54 доклада по пяти секциям:

  • «Деятельность общеобразовательных организаций по созданию условий для профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, инвалидностью»;
  • «Деятельность организаций дополнительного образования по созданию условий для профессионального самоопределения, предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, инвалидностью»;
  • «Деятельность профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования по созданию условий для профессионального обучения студентов с ОВЗ, инвалидностью»;
  • «Обеспечение готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в части реализации адаптированных образовательных программ»;
  • «Региональные ресурсы и возможности трудового обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов».

Проблемное поле конференции было представлено следующими темами:

  • роль предметной области «Технология» в предпрофессиональной подготовке обучающихся с ОВЗ, инвалидностью;
  • реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ как средство предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, инвалидностью;
  • актуальные формы и средства содействия обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в получении профессии в условиях профессиональных образовательных организаций;
  • вовлечение обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в конкурсы, предметные и творческие олимпиады с целью профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки;
  • формирование финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в условиях образовательных организаций;
  • профессиональное самоопределение и предпрофессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в рамках межведомственного взаимодействия;
  • обеспечение готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса обучающихся с инвалидностью;
  • взаимодействие образовательной организации и семьи обучающегося с ОВЗ, инвалидностью в части выбора профессии, получения профессионального образования;
  • взаимодействие профессиональных образовательных организаций с работодателями по вопросам трудоустройства выпускников из числа обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.

Основную часть участников конференции составили руководящие и педагогические работники общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, отмечено также участие педагогов организаций социального обслуживания.

Собравшихся на конференцию поприветствовали Е. В. Апанович, заместитель министра образования Иркутской области; С. В. Малых, проректор ГАУ ДПО ИРО. Неподдельный интерес у участников мероприятия вызвали выступления И. А. Токаревой, методистаОбластного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения социального обслуживания «Иркутский реабилитационный техникум»; Ж. В. Плужник, заведующего центром инклюзивного образования ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации»; И. В. Шадчина, начальника Центра инклюзивного образования ГАОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»; А. А. Богдановой, заведующего кафедрой специальной педагогики ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»; Е. Т. Пуш, директораГБУ Калининградской области общеобразовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья «Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5»; И. А. Шмаль, заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ Краснодарского края «Специальная (коррекционная) школа № 59 г. Краснодара» и др.

В рамках работы секций были представлены практики 16 специальных (коррекционных) школ Иркутской области, являющихся участниками реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ через обновление материально-технической базы. В данных организациях было расширено содержание предметной области «Технология» по профилям, реализуемым до участия в федеральном проекте «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), также содержание этой предметной области было обновлено за счет введения новых профилей труда, в том числе «Картонажно-переплетное дело», «Обувное дело», «Поварское дело (кулинария)», «Гончарное дело», «Рабочий по комплексному ремонту», «Штукатурно-малярное дело», «Растениеводство» и др. Представители данных школ рассказали о перспективах развития в части создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сотрудничества с региональными ПОО и работодателями.

Все участники конференции отметили несомненную практическую значимость представленных практик, их результативность, возможность применения в деятельности других образовательных организаций и организаций социального обслуживания; подчеркнули необходимость проводить такую конференцию ежегодно.

С программой и материалами работы конференции можно ознакомиться здесь.

Дополнительную информацию можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО по телефону: +7 (3952) 500-904 (доб. 215, 382).

Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary