Подведены итоги опроса по организации и функционированию консультационных центров Иркутской области
Сотрудниками кафедры педагогики и психологии Института развития образования Иркутской области подведены итоги опроса по организации и функционированию консультационных центров Иркутской области в 2021 году. Проведен анализ результатов работы консультационных центров по сравнению с прошлым годом для уточнения направлений сопровождения специалистов данных центров/пунктов.
В анкету внесены вопросы, касающиеся и опыта работы консультационных центров, и трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе работы, вопросы, касающиеся специфики запросов на консультации, возраста детей, статистики обращений к конкретным специалистам и др., а также вопросы, выявляющие необходимость информационно-методической помощи/поддержки и ее направления.
В интернет-опросе приняли участие 95 сотрудников консультационных центров из различных районов Иркутской области.
На сегодняшний день практически все консультационные центры функционируют на базе детских садов – 73,7 % (включая школы-сады); на базе общеобразовательных школ – 24,2 %; на базе центров дополнительного образования – 1 %, на базе центра развития – 1 % (рис. 1).
Рис. 1. Базы консультационных центров (%)
По длительности функционирования консультационных центров данные распределены следующим образом: более 2 лет – т. е. с начала реализации национального проекта «Помощь семьям, имеющим детей» – в Иркутской области работают 58,9 % опрошенных. От 1 года до 2 лет – 30,5 %; от 7 месяцев до 1 года – 7,4 %; от 1 месяца до полугода – 3,2 % респондентов (рис. 2).
Рис. 2. Периоды работы консультативных центров/пунктов в Иркутской области
О создании специальной страницы (вкладки) на сайте своей организации, посвященной консультационному центру/пункту, в том числе вкладки с информацией о консультациях специалистов, сообщили 90,5 % опрошенных. 9,5 % респондентов указали на отсутствие специальной странички для консультационного пункта.
Статистика посещаемости родителями данных вкладок обнаружила следующие показатели: 0 человек – 8 %; 1–3 человека в день – 49,4 %; 4–6 человек в день – 13,8 %; 7–10 человек – 3,4 %; больше 10 человек в день – 8 %. Остальные респонденты не смогли ответить на этот вопрос из-за отсутствия счетчика посещаемости на странице сайта.
Анализ статистики обращаемости семьи за помощью в консультационный центр показал, что 1–3 человека в неделю – это характерное для большинства центров количество (67,4 %). 23,3 % респондентов отметили у себя в среднем 4–6 обращений в неделю; 7–10 человек в неделю обращаются в 6,3 % центров; более 10 обращений в неделю у 1,1 % респондентов; более 20 обращений в неделю отмечают 2,1 % опрошенных специалистов. Остальные отмечают низкую активность родителей и обращаемость до 3 человек в месяц.
Главным адресатом или получателем консультативной помощи является мать ребенка (независимо от возраста) – 90,5 %; опекун ребенка – 5,3 %; учитель – 2,1 %; воспитатель – 1,1 %; доля бабушек, дедушек, опекунов составляет – 1,1 %.
На вопрос о том, родители какой возрастной категории детей чаще обращаются за консультацией, были даны следующие ответы (рис. 3).
Рис. 3. Возраст детей, чьи родители обращаются за психолого-педагогической помощью
Наибольшее количество обращений (37,9 %) фиксируется от семей с детьми раннего возраста (от года до 3 лет); 23,2 % обращений от семей с детьми 6–7 лет и 16,8 % от семей с детьми 4–5 лет; 11,6 % обращений от семей с детьми 8–11 лет; 7,4 % обращений от семей с детьми 12–14 лет (рис. 3).
Из всех специалистов консультационных центров чаще всего родители обращаются за помощью к педагогу-психологу – 42,1 % ответов; к логопеду – 25,3 %; воспитателю ДОУ – 17,9 %; к другим специалистам – 7,4 % ответов, среди которых указаны (в порядке убывания): педагог-дефектолог, социальный педагог.
Необходимо отметить, что большое количество запросов родителей поступает на коррекционно-развивающие занятия с ребенком – 77,9 % и на индивидуальную психодиагностику – 78,9 % от общего числа запросов, что, конечно, меняет модель оказания помощи с только консультационной на смешанную, включающую психодиагностическую и психокоррекционную помощь семьям, имеющим детей.
Сфера проблем, с которыми родители обращаются в консультативные центры за помощью, представлена на следующем рисунке (рис.4).
Рис. 4. Запросы родителей на консультативную помощь
Как показал опрос, в обращении к педагогу-психологу большая часть запросов от родителей связана с проблемами развития ребенка – 35, 8%. Это вопросы о готовности ребенка к обучению в школе, об уровне адаптации к детскому саду или к 1 классу школы, проблема задержки речевого развития.
В частности, с проблемами обучения в школе (актуальными или возможными) обращаются 18,9 % родителей; с проблемами поведения ребенка связано 17,9 % запросов; с подозрениями на отклонения в развитии ребенка – 13,7 % запросов; с проблемами детско-родительских взаимоотношений связано 8,4 % запросов; к проблемам эмоциональных переживаний относится 3,2 % запросов; к проблемам отношений со сверстниками – 1,1 % запросов; с буллингом ребенка связан 1,1 % запросов (рис. 4).
На вопрос о трудностях в работе консультационных центров, ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 5)
Рис.5. Профессиональные трудности, с которыми сталкиваются специалисты консультационных центров/пунктов
Как можно видеть из рис. 5, характерной проблемой является дефицит времени у педагогов, их занятость на основном месте работы (67,4 %). На втором месте организационные проблемы: дефицит кабинетов для работы с родителями (34,7 %); дефицит квалифицированных кадров, способных осуществлять качественную консультационную работу (29,5 %); оснащенность кабинета (16,8 %); дефицит методического обеспечения (15,8 %); территориальная удаленность консультационного центра при ОО является проблемой для 8,4 % респондентов; отсутствие интернета или низкая его скорость является проблемой для 7,4 % респондентов.
Как правило, сотрудники консультационного центра для обеспечения своей методического деятельности, пользуются Интернет-ресурсами (42,1 %); информацией от ГАУ ДПО ИРО (28,4 %); печатными изданиями (23,2 %); опытом коллег (6,3 %).
89,5 % опрошенных отметили, что не испытывают затруднения в удовлетворении запросов родителей (законных представителей). В то же время, для повышения эффективности деятельности своего консультационного центра/пункта 51,6 % специалистов хотели бы получить: методическую поддержку; образовательную поддержку (повышение квалификации) – 27,4 %; консультативную адресную помощь – 10,5 %; организационную – 6,3 %; нормативно-правовую – 4,2 %.
По сравнению с прошлым годом, в два раза увеличилось количество консультационных центров на базе общеобразовательных школ. В 2020 г. – их было 12 %; в 2021 г. – 24,2 %. (рис. 6).
Рис.6. Базы консультационных центров (2020 г. и 2021 г.) (%)
Есть увеличение по длительности функционирования консультационных центров, в пункте «Более 2 лет» (50 % и 58,9 %), в пункте «От 1 года до 2 лет» (в 2020 г. – 22,1 %; в 2021 г. – 30,5 %) (рис. 7).
Рис. 7. Периоды работы консультативных центров/пунктов в Иркутской области
(2020 г. и 2021 г.)
В текущем году у 90,5 % консультационных центров есть специальные страницы (вкладки) на сайте своей организации, посвященные консультационному центру/пункту. В 2020 г. таковые были только у 44 % опрошенных.
Расширилась тематика обращений родителей/законных представителей: возросли запросы наподозрение отклонений в развитии ребенка (13,7 %); запросы о буллинге (травле) детей (1,1 %). Снизилось количество обращений о процессе развитии ребенка, о развивающих играх и запросов, касающихся эмоциональных состояний детей. Но возросли вопросы у родителей, связанные с негативными проявлениями в поведении и характере ребенка; с проблемами в обучении; с проблемами в детско-родительских отношениях (рис. 8).
Рис. 8. Запросы родителей на консультативную помощь (2020 г. и 2021 г.)
Увеличилось число трудностей, с которыми сталкиваются специалисты консультационных центров: дефицит квалифицированных кадров, дефицит времени, занятость специалистов центра/пункта на основном месте работы, дефицит рабочих кабинетов (рис. 9).
Рис.9. Динамика профессиональных трудностей, с которыми сталкиваются специалисты консультационных центров
Общие выводы по сравнительному анализу работы консультационных центров/пунктов (2020 г. – 2021 г.)
В 2021 г. большее количество консультационных центров было организовано на базе общеобразовательных школ.
Для родителей и законных представителей остались актуальными запросы на выявление проблем в развитии ребенка, на разрешение проблемам, связанные с обучением в школе, на решение проблемам c поведением ребенка. Отдельным запросом в работе консультационного центра от родителей выступил запрос наподозрение отклонений в развитии ребенка.
В 2021 г. 90,5 % консультационных центров обеспечены специальной страницей (вкладкой) на сайте своей организации, посвященной консультационному центру/пункту. В 2020 г. о наличии вкладки с информацией о консультациях специалистов, сообщили 44% опрошенных.
В 2021 г. расширилась проблематика обращений, с которыми обращаются родители и законные представители. Так, возросли запросы наподозрение отклонений в развитии ребенка и с запросом о буллинге (травле) детей.
В 2021 г. снизилось количество запросов о процессе развитии ребенка, об развивающих играх, способствующих развитию и запросов, касающихся эмоционального состояния ребенка. По сравнению с 2020 г. возросли запросы, связанные с негативными проявлениями в поведении и характере ребенка; с обучением; с детско-родительскими отношениями.
Описывая профессиональные трудности, с которыми сталкиваются специалисты консультационных центров, участники опроса, как правило, указывали дефицит квалифицированных кадров, дефицит времени, занятость специалистов центра/пункта на основном месте работы, дефицит рабочих кабинетов. По результатам опроса за 2020 и 2021 годы можно отметить, что специалисты продолжают испытывать те же трудности, которые были выделены ими ранее. При этом в 2021 г. вышеперечисленные трудности набрали больший показатель по сравнению с опросом в 2020 г.