7 мая 2019 года состоялась интерактивная игра «Ориентиры» в рамках регионального конкурса практик социализации «Социальный навигатор»

7 мая 2019 года в ГАУ ДПО ИРО состоялась интерактивная игра «Ориентиры» – второй этап регионального конкурса практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор». Организатором мероприятия выступил центр развития воспитания.

Основанием для организации конкурса выступили план мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, основных мероприятий регионального плана (Дорожная карта «ВОСПИТАНИЕ-2020» Иркутской области) по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 года; национальный проект «Образование». Вовлечение молодежи в практики социализации является одним из приоритетных направлений Государственной молодежной политики Российской Федерации, средством развития ее потенциала.

Проведение конкурса «Социальный навигатор» позволило познакомиться с практиками социализации образовательных организаций Иркутской области, в рамках которых обучающимся предоставлена возможность получить новую информацию о себе и социальной действительности, опыт, а также проанализировать этот опыт, что является важной частью становления личности и активного включения с социальную среду.

Конкурс «Социальный навигатор» проводится в три этапа: «Банк практик», интерактивная игра «Ориентиры», «Дебаты».

В рамках первого этапа «Банк практик» в адрес организаторов конкурса поступили заявки из 11 муниципальных образований Иркутской области

Участники этапа сопровождали свои заявки описаниями практик социализации, под которыми в рамках конкурса понимается целесообразная и целенаправленная деятельность образовательной организации (в форме мероприятия или комплекса мероприятий, образовательного события и др.), направленная на создание условий, способствующих освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения, базовых национальных ценностей и, следовательно, условий, обеспечивающих воспроизводство системы социальных связей в образовательной организации и семье.

По результатам экспертной оценки практик социализации был сформирован рейтинг участников конкурса и определен состав участников второго этапа – интерактивной игры «Ориентиры». К участию во втором этапе были приглашены:

  1. МБОУ СОШ № 4 (г. Братск).
  2. МБОУ гимназия № 44 (г. Иркутск).
  3. МБОУ СОШ № 37 (г. Ангарск).
  4. МБОУ Балаганская СОШ № 1 (Балаганский район).
  5. МБОУ СОШ № 5 (г. Ангарск).
  6. МОУ лицей г. Черемхово.
  7. МБОУ Ново-Удинская СОШ (Усть-Удинский район).
  8. МБОУ СОШ № 72 (г. Иркутск).
  9. МБОУ СОШ № 9 (г. Зима).
  10. МКОУ Большелугская СОШ № 8 (Шелеховский район).
  11. МКОУ СОШ № 2 (г. Тайшет).
  12. МБОУ СОШ № 42 (г. Иркутск).

Участие во втором этапе – интерактивной игре «Ориентиры» – принимали команды образовательных организаций в составе 3 человек: представитель от обучающихся, представитель педагогического коллектива, представитель родительского сообщества.Интерактивная игра «Ориентиры» стартовала с этапа «Конвейер практик», в рамках которого участникам (педагогам и родителям) было предложено наглядно представить свою практику. По условиям конкурса авторы давали лишь отдельные пояснения наглядному материалу и отвечали на вопросы экспертной комиссии. Важно отметить, что в этом году организаторы предоставили возможность образовательным организациям – участникам быть экспертами друг у друга.

С фотоматериалами данного этапа можно ознакомиться здесь.

В это время учащиеся школ – представители команд образовательных организаций – проходили этап «Избранная цель», в рамках которого учащиеся с 8 по 11 классы, организованные в команды по 4–5 человек, работали в формате фортсайт-сессии: подготовили 10-минутное выступление и ответили на вопрос: «Что нужно сделать сегодня, чтобы быть готовым к будущему?». Определив современные молодежные тренды, которые способствуют формированию успеха в разных сферах жизни, учащимся удалось построить дорожную карту их личностного развития. Фото здесь.

Для младших участников – учеников 5–6 классов – организаторами было подготовлено задние: представить 5-минутное выступление-презентацию об известных успешных личностях. Команды были свободны в определении таких людей. В ходе подготовки к выступлению, командам участников предстояло ответить на следующие вопросы:

  • каких критериев успеха вы придерживались, насколько им соответствует выбранный вами человек?
  • в чем вы бы хотели быть на него похожим? какие положительные и отрицательные черты этого человека вы можете назвать?

Выступать учащимся предстояло перед взрослыми – родителями, педагогами и экспертами, которые не имели возможности оказать влияние ни на содержание, ни на структуру выступления.

Следующий этап, который был предложен командам – «Воображариум». Идея этапа состояла в сравнении позиций детей и взрослых на предмет современных молодежных трендов. В рамках этапа «Воображариум» у участников была возможность выбрать из предложенных трендов (речь идет не о тенденциях в сфере одежды, стилизации или изменении внешнего вида, а о тех тенденциях и трендах, которые проявляются в поведении молодежи) пять и дополнить еще пятью, которые кажутся взрослым наиболее актуальными для школьников. Сначала была предоставлена возможность дать ответы учащимся, а затем – родителям и педагогам. При этом условия этапа не позволяли детям и взрослым обменяться друг с другом мнениями по тому или иному вопросу. По результатам ответов можно сделать вывод, что у учащихся первые три позиции заняли: блогерство, здоровый образ жизни, волонтерство. В свою очередь родители и педагоги считают, что для современной молодежи важны успех, общение и здоровый образ жизни. Нужно отметит, что взрослые участники команды смогли определить некоторые молодежные тренды, что говорит о том, что реализация практик социализации позволяет педагогам, родителям и обучающимся вступить в конструктивный диалог, позволяющий договориться, а не доказывать.

В рамках заключительного этапа интерактивной игры был предложен конкурс «Конструктор», который проходил в 2 этапа. В ходе первого этапакомандам было предложено проанализировать реализацию своих практик социализации, ответить на вопросы:

1. Какие современные молодежные тренды определяли практику социализации?

2. Что возьмете в опыт и будете использовать в дальнейшем?

3. От чего откажитесь? Почему?

Во втором этапе участники представляли на шкале времени события, которые позволят им успешно реализовывать свою практику в будущем, а вместе с тем ответили на вопрос: изменится ли ваша практика социализации? в чем?

В результате этого этапа команды образовательных организации наметили пути развития своих практик социализации, в этом им очень помогло мнение экспертов и рефлексия по результатам всех предшествующих этапов игры.

Важно, что в ходе интерактивной игры «Ориентиры» организаторами конкурса были созданы условия для детального экспертного сопровождения с элементами исследовательских процедур. Всем экспертам, помимо формальных показателей оценки, было предложено сформулировать комментарий по каждому этапу игры. Избранный подход к экспертизе конкурса позволит в дальнейшем получить качественную обратную связь от экспертов, обобщить ее в виде открытых методических рекомендаций по вопросам реализации практик социализации в образовательном поле региона. Фото здесь

По итогам двух этапов конкурса «Социальный навигатор» («Банк идей» и интерактивная игра «Социальный навигатор») важно отметить, что нам представилась возможность познакомиться и рассмотреть практики социализации образовательных организации, которые позволяют учащимся активно включаться в социальную среду, педагогам и взрослым открывают возможности педагогического сопровождения социализации детей. Благодаря конкурсу мы можем выявить и обобщить позитивные и целесообразные практики, увидеть эффективность их внедрения, а также вовлечь участников образовательных отношений в процессы оценки эффективности и целесообразности реализуемых практик.Промежуточные итоги конкурса «Социальный навигатор» публикуются на сайте конкурса. Результаты интерактивной игры «Ориентиры» будут опубликованы до 25 мая 2019 года: 6 команд из 12 будут рекомендованы экспертной комиссией к участию в завершающем этапе – «Дебаты», запланированном в рамках проведения Байкальского международного образовательного салона. Вместе с тем планируется запустить on-line голосование по практикам финалистов конкурса.

Эксперты конкурса «Социальный навигатор»:

Шестакова Евгения Александровна – руководитель центра государственной политики в сфере образования ГАУ ДПО ИРО;

Березина Елена Владимировна – заведующий сектором разработки и сопровождения информационных систем ГАУ ДПО ИРО;

Буйкова Ольга Павловна – старший методист центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО ИРО;

Булгакова Марина Геннадьевна – руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Быков Александр Сергеевич – руководитель центра цифровизации образования

Гибанова Вера Викторовна – методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Комарова Елена Леонидовна – заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Школа № 4 г. Черемхово»;

Максимишина Ольга Брониславовна – методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО;

Маршалко Ирина Васильевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска;

Ступина Яна Григорьевна – заместитель председателя региональная общественная организация «Молодежная ассамблея народов Прибайкалья»;

Трубникова Валерия Викторовна – преподаватель психологии, теории и методики преподавания религиоведения и светской этики в начальной школе ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» ;

Федькина Дарья Павловна – заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «СОШ № 18» г. Братск;

Чепрасова Наталья Евгеньевна – старший методист центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО.

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary