Более 200 педагогов приняли участие в конференции «Школьные информационно-библиотечные центры и библиотеки как фактор обеспечения качества образования»
13 ноября 2024 года состоялась межрегиональная практическая конференция «Краеведение как средство формирования гражданственности». Организатор – информационно-библиотечный центр ГАУ ДПО ИРО.
Основой нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи является знание и понимание истории, богатого культурного наследия и уникальности родного края. Краеведческая работа направлена на формирование культурно-исторического, исторического и духовного компонентов патриотического воспитания обучающихся.
Для библиотек краеведческая работа – традиционное направление деятельности. Публичные библиотеки являются хранителями ценнейших исторических коллекций, конкуренцию которым могут составить только архивы. Научить школьников работать с этим массивом информации, понимать его ценность, пробудить в них интерес к истории малой родины и гордость за нее, позволить им увидеть свою роль в будущем родного края – задачи, стоящие перед сотрудниками общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, публичных библиотек, музеев.
Конференция проводилась с целью обсудить и осмыслить роль исторического краеведения в патриотическом воспитании обучающихся, обменяться положительным опытом популяризации исторического краеведения среди школьников.
Конференция проводилась в режиме ВКС на платформе «Сферум».
Открыла конференцию Бердникова Н. Б., руководитель ИБЦ ГАУ ДПО ИРО, с выступлением о краеведческих инициативах ГАУ ДПО ИРО и его партнеров.
Брянская Н. Л., доцент кафедры отечественной истории Института культуры, социальных коммуникаций и информационных технологий БГУ, канд. ист. наук, в своем докладе обозначила изменения в парадигме школьного краеведения, а именно усиление внимания к объектам локальной истории (локальная история – практика историописания, имеющая целью конструирование местной исторической памяти; описание истории определенного места-локуса). В своем выступлении она неоднократно отмечала актуальность и эффективность реализованного в 2021–2023 гг. партнерского краеведческого проекта «Школа локальных историй» (совместный проект ГАУ ДПО ИРО и ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского), а также важность проведения конкурсов краеведческих проектов, приводя в качестве примера конкурс ГАУ ДПО ИРО «Мозаика локальных историй».
Продолжил пленарное заседание Попов И. С., ведущий методист научно-методического отдела ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского. Он рассказал о новых краеведческих инициативах и проектах библиотеки и обозначил возможные формы эффективного сотрудничества школьных краеведческих объединений с Молчановкой. Он отметил важность публикации результатов краеведческой исследовательской деятельности не только на информационных ресурсах образовательных организаций, но и в электронной библиотеке «Хроники Приангарья».
На пленарном заседании представили опыт краеведческой деятельности Саутин Р. А., советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГАПОУ ИО «Братский профессиональный техникум»; команда педагогов из МБУДО «Музей Победы» г. Ангарска; педагоги МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» Братского района – Шарапова М. Е, Казанцева Е. Г, Пушкина М. С.; зав. библиотекой ГАПОУ ИО «Ангарский индустриальный техникум» Пахоменкова М. Г.
Бизикова Т. А., учитель начальных классов МАОУ г. Иркутска СОШ № 69, рассказала о краеведческом компоненте авторского курса внеурочной деятельности «Школа Сибирячка» Асламовой С. Н., Бизиковой Т. А., а также об инициативах коллектива школы по популяризации исторического краеведения.
Особый интерес вызвало выступление Евдокимовой Ю. С., учителя английского языка, педагога дополнительного образования МОУ Большееланская СОШ Усольского района. Юлия Сергеевна поделилась опытом реализации социокультурной практики «Цифровое краеведение», цель которой – объединить усилия и ресурсы учреждений культуры (библиотек), музейной комнаты и центра гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» для формирования духовно-нравственной и гражданско-патриотической позиции учащихся путем вовлечения их в волонтерскую деятельность по сохранению и популяризации исторического наследия региона.
На секциях «Школьные библиотеки и музеи: сохраняя историческую память», «Краеведение в ДОУ», «Методы и формы краеведческой работы» обсуждалась краеведческая деятельность библиотек, ИБЦ и музеев организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования; педагогические практики реализации социально ориентированных проектов и личных инициатив школьников в области краеведения; особенности создания электронных историко-краеведческих ресурсов как результат краеведческой деятельности обучающихся; реализация краеведческого компонента в урочной и внеурочной деятельности.
В работе конференции приняли участие 240 человек: педагоги дошкольного, общего и дополнительного образования, сотрудники школьных библиотек и информационно-библиотечных центров, органов управления образованием, методических служб из Забайкальского, Краснодарского, Пермского краев, Омской, Псковской, Пензенской областей и 35 муниципальных образований Иркутской области.
С материалами конференции можно ознакомиться здесь.