Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей и т. д.)
Программы, реализуемые в рамках духовно-нравственного образования
Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–9 классов общеобразовательных организаций составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории.
Цель программы заключается в приобщении школьников к культурному, традиционному наследию народов нашей страны и их религии, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений; воспитании духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и готового вести конструктивный диалог с представителями других культур и народов для общественного блага.
Программа учитывает национальный состав и конфессиональные особенности региона. Предназначена для организации и проведения уроков по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Программы, направленные на организацию наставнической деятельности в образовательной организации
Цели программ менторства, тьюторства, наставничества – создание образовательной среды, которая способствовала бы продуктивной деятельности обучающегося в пространстве полиэтнической культуры, организация взаимодействия учителя и обучающегося, которое поможет самоопределению последнего в окружающем пространстве в рамках наставнической деятельности.
Показатели и методы сбора информации, мониторинг
Показатель «Обновление воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей и т. д.» регламентируется следующими документами:
- Дорожная карта сопровождения внедрения предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательные организации Иркутской области на период 2019–2024 годы. Проведение мониторинга по реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через отдельный предмет и внеурочную деятельность. Используемые в работе программы по преподаванию предметной области ОДНКНР;
- Информационное письмо о мониторинге «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области». Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области: сбор информации о программах наставничества, реализуемых в муниципальной системе образования (Приложение 1, таблица «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области»);
- Распоряжение министерства образования Иркутской области от 13 июля 2020 г. № 554-мр. Экспертиза эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных организаций Иркутской области. Сбор информации происходит через аккумуляцию информации в системе АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования», сбор и анализ экспертных карт;
- Письмо для ГОУ, НОУ, СПО о сборе формы ФСН ОО-1 в 2019–2020 учебном году. Прием статистических отчетов: Приложение 15. Информация о реализации патриотического направления в системе воспитания;
- Письмо в министерство образования Иркутской области о результатах регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников»;
- Аналитическая справка по результатам регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников». Проведено региональное прикладное исследование с целью выявления проблем в области формирования поликультурных компетенций школьников на современном этапе;
- Анализ результатов выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2020 году. Пункт плана 8: взаимодействие с традиционными религиозными организациями; гражданско-патриотическое воспитание.
Эффективность реализации программ определяется через мониторинги, экспертные заключения.
Мониторинг реализации «Региональной примерной программы по предмету ʻʻОсновы духовно-нравственной культуры народов Россииʼʼ для 5–9 классов» в образовательных организациях Иркутской области» включает следующие направления:
- Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через отдельный предмет;
- Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через внеурочную деятельность;
- Используемые в работе программы по преподаванию предметной области ОДНКНР.
Экспертные заключения по реализации «Региональной примерной программы по предмету ʻʻОсновы духовно-нравственной культуры народов Россииʼʼ для 5–9 классов» в образовательных организациях Иркутской области» представляют собой экспертные карты, разработанные по следующим направлениям:
- Общая характеристика Программы;
- Практические возможности по реализации Программы;
- Практические возможности реализации Программы образовательными организациями в соответствии с БУП.
«Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области» включает сбор информации о программах наставничества, реализуемых в муниципальной системе образования (Информационное письмо о мониторинге «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области» (Приложение 1, таблица «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области»).
Экспертиза эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных организаций Иркутской области (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 13 июля 2020 г. № 554-мр).
Сбор информации происходит через аккумуляцию информации в системе АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования», сбор и анализ экспертных карт.
Помимо указанных проводятся следующие мониторинги:
- Проведение экспертизы эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных организаций Иркутской области (Информационное письмо «О предоставлении информации об анализе наличия и реализации воспитательных программ в ОО Иркутской области». Распоряжение министерства образования Иркутской области от 13 июля 2020 г. № 554-мр);
- Региональное прикладное исследование с целью выявления проблем в области формирования поликультурных компетенций школьников на современном этапе (Письмо в министерство образования Иркутской области о результатах регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников»);
- Мониторинг реализации «Региональной примерной программы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–9 классов» в образовательных организациях Иркутской области (Письмо «Об экспертизе реализации Примерной рабочей программы учебного предмета ОДНКНР предметной области ОДНКНР для 5–9 классов общеобразовательных организаций»);
- Мониторинг реализации предметной области ОДНКНР в 2020–2021 учебном году в образовательных организациях Иркутской области (Письмо о проведении мониторинга готовности к реализации предметной области ОРКСЭ в 2021–2022 учебном году в образовательных организациях Иркутской области);
- Мониторинг готовности к реализации предметной области ОРКСЭ в 2021–2022 учебном году в образовательных организациях Иркутской области (Письмо о проведении мониторинга реализации предметной области ОДНКНР в 2020–2021 учебном году в образовательных организациях Иркутской области);
- Проведение мониторинга по реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР (Письмо «О мониторинге ОРКСЭ и ОДНКНР»);
- Мониторинг «Информация о реализации наставничества в Иркутской области» включает сбор информации о программах наставничества, реализуемых в муниципальной системе образования (Информационное письмо о мониторинге «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области» от 02.06.2021 № 495);
- Регламент проведения экспертизы программ воспитания общеобразовательных организаций (Распоряжение министерства от 09.03.2021 «Об утверждении Регламента проведения экспертизы программ воспитания общеобразовательных организаций»).
Анализ и адресные рекомендации
- Информация по вопросу «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-педагогический и конфессиональный аспекты» (Письмо о предоставлении информации для Координационного межконфессионального совета при Законодательном собрании Иркутской области).
- Аналитическая справка по результатам экспертизы эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных организаций Иркутской области. Приложение 2 (Письмо в министерство образования Иркутской области «О результатах экспертизы эффективности реализации воспитательных программ общеобразовательных организаций» от 10.09.2020 № 619).
- Аналитическая справка о мероприятиях по распространению знаний об основах российской государственной истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди иностранных граждан, особенно в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях. Приложение 1. Стр. 2–7 (Письмо в министерство образования Иркутской области с предоставлением информации о мероприятиях по распространению знаний об основах российской государственной истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди иностранных граждан, особенно в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, от 20.01.2021 № 16).
- Информация о выполнении в Иркутской области плана реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в 2020 г. Приложение 1. Стр. 2, 5–10 (Письмо в министерство образования Иркутской области по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 г. от 19.02.2021 № 107).
- Аналитическая справка по результатам регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников».
- Взаимодействие с традиционными религиозными организациями; гражданско-патриотическое воспитание (стр. 8, 10). Анализ результатов выполнения плана мероприятий по реализации в 2016–2019 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в Иркутской области.
- Информационно-аналитический отчёт по результатам мониторингового исследования участия учащихся общеобразовательных организаций в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направлен на раннюю профориентацию.
- Сводный отчет мониторинга об организации наставничества и шефства в Иркутской области, Аналитическая справка по результатам мониторинга «Информация об организации наставничества в Иркутской области» (Письмо в министерство образования Иркутской области о проведении мониторинга «Информация об организации наставничества в Иркутской области» от 23.06.2020 № 396).
- Аналитическая справка по результатам исследования актуальных проблем воспитания и развития учащихся в образовательных организациях Иркутской области.
- Аналитическая справка по результатам мониторингового исследования эффективности функционирования системы методической работы в Иркутской области.
- Аналитическая справка по результатам регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников».
Рекомендации
- Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (опыт региона, перспективы развития): сборник материалов семинара «Образовательное событие в системе воспитательной работы – условие для сохранения поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества» / сост. Л. Н. Крайнова, М. Г. Булгакова, В. Н. Ганьшина, Н. Ю. Николаева. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2019. 73 с.
- Разработка рабочих программ по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: метод. рекомендации / авт.-сост. М. Г. Булгакова. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 37 с.
- Использование методических материалов (карты, пословицы и поговорки, притчи) на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР: метод. рекомендации / авт.-сост. Крайнова Л. Н. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 63 с.
- Письмо в министерство образования Иркутской области с предоставлением информации о мероприятиях по распространению знаний об основах российской государственной истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди иностранных граждан, особенно в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, от 20.01.2021 г. № 16. Таблица 1. Методические ресурсы и продукты по распространению знаний об основах российской государственной истории, культуры, а также традиций народов региона, в том числе среди детей иностранных граждан, стр. 7–12.
- Формирование регионального реестра лучших педагогических и управленческих практик: метод. рекомендации / И.С. Пешня, канд. пед. наук, руководитель центра развития инновационного опыта, Н. П. Швецова, заведующий лабораторией оценки практик и инноваций в образовании. Изд-е 3-е, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2021. 10 с.
- Проектирование и внедрение практик социализации в систему воспитательной работы общеобразовательных организаций Иркутской области: метод. рекомендации / авт.-сост. В. В. Гибанова, М. П. Астраханцев. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2019. 49 с.
- Итоги диагностического исследования компетенций учителей (на примере регионального исследования компетенций учителей общеобразовательных организаций Иркутской области 26 марта – 1 апреля 2018 года): метод. рекомендации / С. Н. Ахнина [и др.]. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 8 с.
Меры, управленческие решения
- Приказ директора ГАУ ДПО ИРО о разработке региональной целевой модели наставничества.
- Решение рабочей группы об утверждении программ наставничества. Протокол № 1 от 05.02.2020.
- Резолюция I Межрегиональной научно-практической конференции «Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Иркутской области».
- Резолюция II Межрегиональной научно-практической конференции «Преемственность и системность в реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Иркутской области».
Анализ эффективности принятых мер
Аналитическая справка по результатам мониторинга предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в 2019–2020 учебном году содержит информацию о реализации региональной Примерной рабочей программы учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5–9 классов общеобразовательных организаций.