Профилактика негативных социальных явлений, в том числе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОФИЛАКТИКА негативных социальных явлений, в том числе безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в регионе, ОСНОВАНА на следующих документах:
- Основные мероприятия регионального плана (Дорожная карта «ВОСПИТАНИЕ – 2020») по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 г.
- Концепция воспитания детей Иркутской области (утв. распоряжением министерства образования Иркутской области от 27.12.2013 г. № 1340-мр.
- Распоряжение заместителя председателя Правительства Иркутской области от 22.03.2019 г. № 9-рэп.
- План основных мероприятий до 2020 г., проводимых в Иркутской области в рамках Десятилетия детства в Иркутской области (утвержден распоряжением Губернатора Иркутской области от 25 сентября 2018 г. № 112-р).
- Закон Иркутской области от 05.03.2010 г. № 7-ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» (ред. 14.10.2015 г.).
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ через подготовку педагогических кадров.
По вопросам выявления и профилактики суицидального поведения несовершеннолетних:
- ДПП ПК «Профессиональная деятельность социального педагога. Социально-педагогическая поддержка реализации ООП, современный аспект».
- ДПП ПК «Актуальные аспекты деятельности школьного психолога: психологическая безопасность субъектов образовательного процесса».
- ДПП ПК «Методологические основы формирования социальной компетентности обучающихся: профилактика отклоняющегося поведения».
- ДПП ПК «Профессиональная деятельность педагога-психолога. Психолого-педагогическая поддержка реализации ООП, современный аспект».
- ДПП ПК «Основы профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании».
- ДПП ПК «Актуальные аспекты деятельности школьного психолога: система мер выявления интересов и склонностей детей и подростков».
- ДПП ПК «Проектирование службы школьной медиации в образовательной организации».
- ДПП ПК «Информационная безопасность детей как ресурс позитивной социализации».
- ДПП ПК «Медиативные технологии как ресурс профилактики суицидального поведения несовершеннолетних».
- ДПП ПК «Условия и ресурсы системы образования в профилактике негативных социальных явлений. Ресоциализация подростков».
- ДПП ПК «Актуальные аспекты деятельности школьного психолога: профилактика суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации».
По вопросам профилактики экстремистских и террористических установок, ценностных ориентаций и поведения подростков:
- ДПП ПК «Преподавание основ религиоведческих знаний в образовательных организациях».
- ДПП ПК «Актуальные вопросы внедрения предметной “Основы духовно-нравственной культуры народов России в рамках реализации ФГОС ООО”».
- ДПП ПК «Духовно-нравственное образование в современной российской школе: социально-философский, научно-педагогический и конфессиональный аспекты».
Систему мероприятий, направленных на воспитание и социализацию (Актуальные мероприятия с открытой электронной регистрацией).
Профессиональное и межведомственное взаимодействие:
- Ассоциация Служб школьной и социальной медиации Иркутской области.
- Государственное казенное учреждение Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции» (ГКУ «ЦПРК»).
- Ассоциация (некоммерческое партнерство) «Байкальская лига медиаторов».
- Сибирский Центр медиации.
- Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области.
Реализацию проектов:
Показатели, методы сбора информации и мониторинги
Сбор информации ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ путем аккумуляции данных через мониторинги, региональные прикладные исследования в системе АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования», Гугл-формах.
- Ежегодный мониторинг в рамках региональной системы оценки качества образования (Распоряжение «Об утверждении графика» № 459-мр от 05.08.2019 г.).
- Приложение 10 «Профилактика правонарушений». Приложение 12 «Внутришкольный контроль». Приложение 13 «Дополнительное образование». Приложение 15 «Патриотическое воспитание». Приложение 17.1., 17.2 «Информация об органах самоуправления». Приложение 22 «Учебные сборы с обучающимися муниципальных общеобразовательных организаций». Приложение 24 «Организация работы групп продленного дня».
- Общественно-профессиональная экспертиза образовательных программ, направленных на повышение психологической защищенности несовершеннолетних обучающихся в рамках регионального конкурса летних программ, содержащих практики обмена опытом между обучающимися «Летняя планета».
Анализ и адресные рекомендации
Анализ результатов выполнении плана мероприятий по реализации в 2016–2019 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. в Иркутской области включает разделы, касающиеся вопросов профилактики негативных социальных явлений.
Информация о курсах повышения квалификации по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних (Письмо в министерство образования Иркутской области о курсах повышения квалификации по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних от 03.04.2018 г. № 171).
Информация об имеющихся практиках по выявлению, профилактике, предотвращению агрессивного поведения обучающихся в образовательных организациях (Письмо в министерство образования Иркутской области «О направлении отчетов» от 20.08.2018 г. № 424).
Предложения в межведомственный план мероприятий по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в Иркутской области на 2019–2021 гг. (Письмо в министерство образования Иркутской области от 30.01.2019 г. № 45).
Рекомендации
- Успешные практики взаимодействия социальных институтов в системе воспитания образовательных организаций Иркутской области: сборник материалов регионального конкурса «Содружество» / сост. М. Г. Булгакова, Е. А. Шестакова– Иркутск : Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2019. – 101 с.
- Современные тенденции развития службы практической психологии в образовании: Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию со дня основания службы в муниципальном образовании «Нижнеудинский район» (сборник статей). – Авт.-сост. Е. В. Коваленкова. – Иркутск : Издательство ГАУ ДПО ИРО. – 2018. – 43 с.
- Педагоги-психологи, социальные педагоги: обмен положительными практиками по профилактике суицида и суицидального поведения обучающихся в образовательной организации (сборник статей по материалам семинара-коворкинга). – Авт.-сост. Т. В. Глазкова, А. А. Максутова. – Иркутск : Издательство ГАУ ДПО ИРО, 2018. – 49 с.
- Современное детство как психолого-педагогический феномен: материалы II Всероссийской научно-практической конференции: сб. научно-практических материалов / под ред. Г. А. Стародубцевой, Л. Н. Бабинцевой. – Иркутск : Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. – 167 с.
Меры, управленческие решения
Анализ эффективности принятых мер
Информация о мероприятиях по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в течение 2017–2018 гг. (Письмо в министерство образования Иркутской области от 21.01.2019 г. № 13).
Информация о мероприятиях по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в течение 2019–2020 гг. (Письмо в министерство образования Иркутской области от 21.06.2019 г. № 334).
Информация о имеющихся практиках в сфере профилактики и урегулирования конфликтных ситуаций (Письмо в министерство образования Иркутской области от 13.04.2018 г. № 209).
Информация о вопросах безопасности в образовательных организациях и повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних в рамках исполнения рекомендаций межведомственного совещания по вопросам безопасности в образовательных организациях (Письмо в министерство образования Иркутской области от 18.05.2018 г. № 280).
Информация по Плану мероприятий по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г. (Письмо в министерство образования Иркутской области «О предоставлении информации» от 27.09.2019 г. № 554).