Завершился мониторинг условий, обеспечивающих эффективность воспитательной работы в ПОО
С целью получения объективной и достоверной информации об эффективности реализации рабочей программы воспитания в профессиональных образовательных организациях Иркутской области и ее влиянии на состояние и результативность процесса воспитания с последующей коррекцией и прогнозированием на основании распоряжения министерства образования Иркутской области «О проведении мониторинга условий и эффективности воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Иркутской области» № 55-789-мр от 13.06.2023 с 4 сентября по 5 декабря 2023 г. проводился мониторинг эффективности реализации рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.
Цель мониторинга – получение объективной информации об условиях и эффективности воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.
В ходе достижения цели решались следующие задачи:
1) сбор, накопление и обработка фактического материала о реальном состоянии процесса воспитания по направлениям:
— условия реализации воспитательной работы в ПОО,
— процессы реализации рабочей программы воспитания;
2) своевременное выявление затруднений при организации воспитательной деятельности, в том числе в части, связанной с обновлением содержания воспитательного процесса в рамках рабочей программы воспитания;
3) прогнозирование дальнейшего развития системы воспитания студентов/обучающихся в рамках реализации рабочей программы воспитания с целью повышения качества воспитания, в том числе достижения целевых ориентиров результатов воспитания.
Оценка результативности условий, обеспечивающих эффективность воспитательной работы в ПОО, осуществляется по следующим направлениям:
- «Ресурсное обеспечение воспитательной работы» с учетом таких критериев, как
— социальный паспорт ПОО;
— структура управления воспитательной работой и ее нормативно-правовое обеспечение;
— кадровое обеспечение воспитательной работы;
— повышение квалификации педагогических работников по направлению «Воспитательная работа»;
— материально-техническое обеспечение воспитательной работы;
— информационное обеспечение воспитательной работы.
- «Научно-методическое сопровождение воспитательной работы» по критериям:
— наличие методического объединения педагогических работников по направлению «Воспитательная работа»;
— организация и проведение педагогическими работниками ПОО обучающих мероприятий по вопросам воспитания обучающихся;
— тиражирование опыта педагогических работников по вопросам воспитания;
— наличие методических разработок в области воспитательной работы.
- «Реализация рабочей программы воспитания» по критериям:
— структурные компоненты рабочей программы воспитания;
— планирование и анализ реализации воспитательной работы;
— содержание воспитательной работы, обеспечивающей достижение обучающимися личностных результатов;
— занятость обучающихся различными формами внеурочной деятельности;
— формы работы с родителями обучающихся, социальными партнерами, общественными организациями;
— организация наставничества в ПОО.
Для получения информации использовались обобщенные аналитико-статистические данные ПОО по критериям и показателям мониторинга.
Сбор информации осуществлялся с использованием программы для работы с электронными таблицами Excel путем внесения количественных показателей. Количественные данные вводились в формате числового значения без текстового описания посредством внесения сведений в виде текстового наименования о наличии либо отсутствии данных показателя. Подтверждение данных показателя происходит через размещение ссылок на интернет-ресурсы, содержащие подтверждающую информацию.
В мониторинге использованы нематематические (обобщение) и математические (расчет доли от общего числа) методы обработки информации.
Мониторинг проводился в два этапа.
На первом этапе осуществлялось заполнение таблицы «Мониторинг условий, обеспечивающих эффективность воспитательной работы в ПОО» с использованием программы для работы с электронными таблицами Excel.
На втором этапе центром развития воспитания ГАУ ДПО ИРО проводился анализ результатов мониторинга по следующим направлениям:
— ресурсное обеспечение воспитательной работы;
— научно-методическое сопровождение воспитательной работы;
— реализация рабочей программы воспитания.
В мониторинге применяются количественные и качественные показатели. К количественным показателям относят показатели, отражающие количественную характеристику объекта или процесса. Качественные показатели привлекаются для оценки эффективности использования ресурсов, характеризуют интенсивную сторону анализируемых процессов. Количественные и качественные показатели тесно взаимосвязаны и применяются в комплексе, что обеспечивает всестороннюю и глубокую оценку достигнутых результатов.
Для актуализации информации по реализации рабочей программы воспитания в ПОО в мониторинг были включены вопросы, касающиеся рабочей программы по направлению «Реализация рабочей программы воспитания» и учитывающие следующие критерии:
- структурные компоненты рабочей программы воспитания;
- планирование и анализ реализации воспитательной работы;
- содержание воспитательной работы, обеспечивающей достижение обучающимися личностных результатов;
- занятость обучающихся различными формами внеурочной деятельности;
- формы работы с родителями обучающихся, социальными партнерами, общественными организациями;
- организация наставничества в ПОО.
По результатам мониторинга составлены выводы и подготовлены рекомендации для эффективной реализации рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях Иркутской области.