О результатах реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На основании письма ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 24.03.2021 № 888 специалистами ГАУ ДПО ИРО был составлен информационно-аналитический отчет (по состоянию на 28.04.2024) о реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ через обновление материально-технической базы отдельных общеобразовательных организаций – участников реализации мероприятия в 2019–2024 гг.

Проведенный анализ данных о деятельности 29 специальных (коррекционных) школ свидетельствует о положительной динамике количественно-качественных изменений в их деятельности в связи с участием в мероприятии, направленном на поддержку образования обучающихся с ОВЗ через обновление материально-технической базы, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Во всех образовательных организациях процесс обновления оборудования (оснащения) и содержания образования по реализуемым адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в
соответствии с разработанными и согласованными с Учредителем (министерством образования Иркутской области) в 2019–2024 гг. программами развития.

Изменения, произошедшие в инфраструктуре указанных организаций, привели к повышению качества образовательного процесса в целом, к положительным изменениям в освоении обучающимися АООП и программ дополнительного образования, в т. ч.:

  1. Расширилась вариативность используемых в образовательном процессе адаптированных основных общеобразовательных программ за счет создания условий для реализации АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3, 8.4), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). В срок до 01.09.2023 содержание АООП, реализуемых специальными (коррекционными) школами, было приведено в соответствие с федеральными адаптированными образовательными программами.
  2. Во всех школах было углублено содержание предметной области
    «Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), а также произошло обновление содержания этой предметной области за счет введения новых профилей труда, востребованных на региональном рынке труда: «Рабочий по комплексному ремонту», «Картонажно-переплетное дело», «Поварское дело (кулинария)» и др.
  3. Во всех школах были оптимизированы условия для реализации
    «Коррекционно-развивающей области» учебного плана в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с учебным планом коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, ритмика, АФК, в т. ч. для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с РАС и в рамках реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) обучающихся с ТМНР.
  4. Расширилась вариативность используемых в образовательном процессе программ дополнительного образования на базе 22 специальных (коррекционных) школ. Охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием на базе этих организаций составил 64,9 %.
  5. Во всех образовательных организациях ведется активная работа по повышению квалификации руководящих и педагогических работников. В 2021–2023 гг. в 74 % школ 100 % руководящих и педагогических работников прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.
  6. На базе специальных (коррекционных) школ организована работа 24 центров (пунктов), оказывающих информационно-методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ (инвалидностью) и их родителям, в том числе с использованием ДОТ и сетевого взаимодействия.

Следует отметить активность школ по представлению собственных эффективных практик, сформировавшихся благодаря обновлению инфраструктуры. Так, 19 апреля 2024 г. в рамках работы Межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение, предпрофессиональная подготовка и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью: проблемы и достижения» 16 специальных (коррекционных) школ Иркутской области, являющихся участниками реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа», рассказали об обновлении содержания предметной области «Технология» и перспективах развития в части создания условий для реализации адаптированных основных образовательных программ профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сотрудничества с региональными профессиональными образовательными организациями и работодателями.

Также в апреле были подведены итоги 1-го этапа VI Всероссийского конкурса «Доброшкола – 2024», в котором успешно приняли участие образовательные организации:

  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Вихоревка»;
  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 3 г. Тулуна»;
  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 28 г. Тулуна»;
  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г. Бодайбо»;
  • Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 19 г. Тайшета».

Более подробную информацию о сроках и процедуре проведения мониторинга деятельности специальных (коррекционных) школ, информационно-аналитических отчетах за 2020–2024 гг. можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО по телефону: +7 (3952) 500-904 (доб. 215).

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary