ФГБНУ «ИКП» выпустил методические рекомендации для педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы в системе общего, дополнительного и профессионального образования
Институт коррекционной педагогики подготовил методические пособия с рекомендациями для специалистов по вопросам социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- «Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями зрения в образовательном пространстве» (авторы: О. Г. Болдинова, Е. А. Иванова, Н. Ф. Маркова);
- «Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями слуха, в том числе в микросоциуме людей с нарушениями слуха» (авторы: Д. Ю. Алексеевских, Н. С. Отдельнова);
- «Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации» (авторы: Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, И. В. Малкова);
- «Формирование жизненных компетенций у школьников, подростков с расстройствами аутистического спектра» (автор: И. А. Костин);
- «Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с задержкой психического развития в образовательном пространстве» (авторы: А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина);
- «Социализация подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (авторы: И. И. Мартынова, Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина, Т. Ю. Бутусова, Е. А. Шилова, Е. А. Кинаш).
Методические пособия содержат рекомендации по социализации и формированию сферы жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ на уровне основного общего образования. Раскрыты основное содержание сферы жизненной компетенции, особенности ее диагностики и формирования в подростковом возрасте; описаны методические подходы к диагностике, коррекционно-развивающей работе, организации дополнительного образования с целью формирования сферы жизненной компетенции, а также просвещения родителей. Пособия включают описание специфики сферы жизненной компетенции подростков с ОВЗ разных нозологических категорий, конкретные примеры тем и содержания коррекционно-развивающей работы, примеры психолого-педагогических методик социализации подростков.
Пособия адресованы педагогам-психологам, учителям-дефектологам, социальным педагогам, тьюторам и другим специалистам системы общего и дополнительного образования. Следует отметить, что данные методические пособия также будут представлять интерес для педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы в условиях профессиональных образовательных организаций, т.к. содержат рекомендации по вопросам профориентационной работы и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, преемственности в работе общеобразовательной организации и ПОО.
Дополнительную информацию о применении методических рекомендаций и других аспектах реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в системе общего и профессионального образования можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО по телефону: 8 (3952) 500-904 (доб. 215).