Институт развития образования Иркутской области

Межрегиональная экспертная онлайн-лаборатория лучших образовательных практик

02 Июн 2020
 
11:50
 

В рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования» с 28.04.2020 по 08.05.2020 на базе Института развития образования Иркутской области работала межрегиональная экспертная онлайн-лаборатория лучших образовательных практик «Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в условиях реализации концепций преподавания предметов».

На экспертизу были представлены лучшие образовательные практики школ Иркутской, Новосибирской областей и Забайкальского края. Для данного мероприятия на платформе «Образование для жизни» был создан специальный раздел, в котором были размещены представленные практики https://edulife.iro38.ru/?page_id=2541

Участники работы лаборатории имели возможность выстраивать собственную образовательную траекторию в зависимости от выбранной роли: представитель практики, эксперт, участник.

В работе экспертной онлайн-лаборатории приняли участие 233 человека из 19 субъектов Российской Федерации и Республики Армения (рис. 1, 2).

30 апреля 2020 г. состоялась онлайн-дискуссия участников с экспертами и представителями практик, в которой в режиме реального времени приняли участие не только педагоги, но и руководители практик – директора образовательных организаций. Они обсуждали проблемы и способы достижения планируемых результатов в разных социальных и образовательных условиях.

В качестве экспертов выступили педагоги системы дополнительного профессионального образования, руководители и учителя общеобразовательных организаций из Иркутской области, других субъектов РФ, Республики Армения.

В блоке «Стратегии и способы достижения личностных результатов образования в современной школе» проходила экспертиза 21 практики по следующим направлениям:

– «Управленческие практики достижения личностных результатов»;

– «Психолого-педагогическое сопровождение достижения личностных результатов»;

– «Достижение и измерение личностных результатов в урочной и/или внеурочной деятельности».

Тематика включала в себя проблемы, касающиеся всех участников образовательного процесса: школьников, педагогов, родителей. Так, достижение личностных результатов в контексте управления общеобразовательной организацией предполагалось через организацию работы Совета отцов, реализацию проектов «Лестница успеха» и модели «Школа – центр социума», организацию профессиональных проб и комплексной поддержки уязвимых категорий детей.

Приобретение опыта психолого-педагогического сопровождения достижения личностных результатов участники предлагали через организацию «Недели социально-психологического благополучия» и летнего лагеря для одаренных и талантливых детей Иркутской области «Нерпёнок», а также посредством использования моделей психологически безопасной образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения непрерывного профильного образования в лицее.

Способы достижения и измерения личностных результатов в урочной и/или внеурочной деятельности были отражены в наибольшем количестве практик – 11 – в основном через организацию внеурочной деятельности школьников. Наряду с уже ставшими традиционными и эффективными формами, такими как профориентационная работа, театральная деятельность, кружковая работа и др., были представлены Свято-Александровские богатырские игры, Дни православной культуры в школе, а также набирающие популярность волонтерская деятельность и переговорные площадки.

В процессе онлайн-дискуссии живое обсуждение вызвала проблема первичности планируемых результатов. Действительно ли личностные результаты – это главное в современной действительности? Как воспитывать такие качества, как патриотизм, эмпатия, доброта, толерантность, в современном прагматичном и рациональном мире. Участники высказывали разные мнения, но все согласились с тем, что именно качества личности являются определяющими в жизни человека и гражданина.

По второму направлению «Метапредметность – новая реальность школы XXI века» на платформе лаборатории было представлено 11 эффективных практик, посвященных урочной, внеурочной и управленческой деятельности.

Интересным опытом достижения метапредметных результатов поделились учителя естественно-научных предметов, физической культуры, русского и иностранных языков, географии, информатики. Его представили руководители инновационных педагогических площадок РТИК Константинова И. Д., (МБОУ Гимназия № 3 г. Иркутска), Жантуреева Е. А. (МАОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 27, г. Ангарск), Никитюк А. А. (МОУ «Гимназия им. В. А. Надькина», г. Саянск) и др.

Традиционно большое внимание уделяется методам формирования и развития универсальных учебных действий на всех уровнях общего образования, представленные практики также не стали исключением. Для реализации во внеурочной деятельности школы представили социальный проект «Аудиогид для музея часов города Ангарска», профориентационную игру для начальной школы «Школьная редакция», курс «Проектируем вместе» и др.

Управленческие практики организации достижения метапредметных результатов были представлены моделью внедрения метапредмета в образовательный процесс школы в условиях реализации ФГОС ООО (МОУ СОШ № 1 п. Карымское Забайкальского края), проектом «Академические пробы» (МАОУ «Ангарский лицей № 1», г. Ангарск) и системой формирования и отслеживания метапредметных результатов в ходе проектной деятельности (МБОУ «СОШ № 43» г. Братска).

Храмцова Н. В., декан факультета дошкольного и начального общего образования Института развития образования Забайкальского края, в своем выступлении рассмотрела вопросы, касающиеся особенностей требований международных исследований к функциональной грамотности школьников, методики обучения школьников метапредметным умениям, а также проблемы в области совершенствования профессиональной компетентности учителя в данном направлении.

Необходимо отметить, что подобные встречи помогают выявить проблемы, которые волнуют педагогов из разных регионов, и найти оптимальные пути их решения как на уровне образовательной организации, так и в системе повышения квалификации. А ознакомление с практиками, представленными на разработанной платформе, возможность виртуального и реального общения позволили участниками наладить контакты с коллегами из других субъектов РФ для дальнейшего сотрудничества.

Актуальные мероприятия с открытой электронной регистрацией