Разрабатываются методические рекомендации по оказанию помощи родителям детей-инвалидов и детей с ОВЗ в консультационных пунктах
Сегодня в детских садах Иркутской области работают более 150 таких консультационных пунктов для родителей.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это стрессовая ситуация, к которой родители не всегда бывают готовы. Зачастую они оказываются в состоянии полной беспомощности и растерянности. А бывает так, что родители трехлетнего малыша уверены в его физическом и психологическом здоровье, а через год – два они замечают определенные нарушения и патологии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, но время уже упущено. Для того, чтобы помочь родителям в решении этих проблем, в Иркутской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на базе детских садов созданы консультационные пункты, где семьи могут получить психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь.
– Мы живем в десятилетие семьи и детства, поэтому это направление является одним из главных и приоритетных в государственной политике, – рассказывает кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Иркутской области, куратор регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Татьяна Александровна Малых. Сегодня для нас важно, чтобы родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, получили всю необходимую консультационную и специализированную помощь. В прошлом году мы разработали проект «Защита прав детей в дошкольной образовательной организации». В него вошли порядка 120 детских садов, которые представляют свой опыт в данном направлении. В настоящее время в регионе на базе детских садов работают более 150 пунктов, к 2024 году их будет более 300. Со временем мы планируем в Иркутской области создать консультационные пункты при школах.
Главная задача сотрудников центра – объяснить родителям, в чем заключаются особенности развития ребенка, как сделать так, чтобы он получил качественное образование, чтобы успешно проходила его социализация. Многие родители даже не подозревают, что у их детей есть какие-то нарушения. Если ребенок не осваивает программу, как правило, это связано с ограниченными возможностями его здоровья. Для того чтобы ребенок получил статус обучающегося с ОВЗ с целью создания для него специальных условий обучения, нужно пройти обследования по ЛПК. В консультационных пунктах родителям подробно рассказывают об этой процедуре, готовят к ней и оказывают сопроводительную помощь.
Родители, обращавшиеся в консультационные пункты, отмечают квалифицированную работу специалистов, которая способствует созданию адекватных условий пребывания в дошкольных учреждениях детей с ОВЗ. В консультационно-диагностический пункт по оказанию психолого-педагогической помощи родителям детей, не посещающих дошкольные учреждения, работающий в детском саду «Буратино» Шелеховского района, за год обращается порядка 80 родителей.
Учитель-логопед Светлана Юрьевна Лисянская рассказала, что этот центр является стартовой площадкой для семей с детьми с ОВЗ, где им помогают понять, в каком направлении двигаться, какой выбрать вариант обучения для ребенка с особенностями здоровья.
– В нашем дошкольном учреждении более 140 детей, из них около 20 детей-инвалидов. Среди обучающихся с ОВЗ больше всего детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью, много детей-аутистов. Часто мы выявляем нарушения, связанные с познавательной активностью, обращаются в центр и дети с тяжелыми нарушениями речи. С ними работают дефектологи, психологи и другие специалисты. Радует, что за 2–3 года, пока дети посещают наш детский сад, их речь чаще всего приходит в норму.
Руководитель центра развития инклюзивного образования Института развития образования Иркутской области Ольга Викторовна Кучергина рассказывает о работе над первым выпуском методических рекомендаций «Региональные модели консультативных пунктов по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», который посвящен оказанию помощи родителям детей с умственной отсталостью.
– К сожалению, дети с умственной отсталостью практически не диагностируются в системе дошкольного образования, в основном там выявляют речевые патологии. Официально эта категория называется «воспитанники с тяжелыми нарушениями речи», их около 80 % от общего количества всех обучающихся с ОВЗ. Между тем, когда дети из детских садов приходят в школу, из них больше 60 % ребят уже имеют умственную отсталость, которая чаще всего обусловлена врожденной патологией, внутриутробным поражением плода, либо является следствием курения, алкоголизма, наркомании родителей. Если эта патология врожденная, то почему она не была выявлена на ранней стадии и ребенку не оказали соответствующую помощь? Самое главное, что такой ребенок не социализирован, не соблюдает общепринятые нормы поведения, у него не сформированы необходимые навыки. В первой части рекомендаций мы постарались рассказать об этих детях, чем они отличаются уже с первых месяцев жизни, на что нужно обратить внимание и родителям, и педагогам и как дальше действовать, – говорит Ольга Викторовна Кучергина.
По ее словам, отсутствие представлений у родителей и педагогов, каким образом проявляется у детей умственная отсталость, вызывает ряд проблем. У родителей возникают необъективные ожидания от образования, которое получает ребенок в детском саду, как правило, в дошкольных учреждениях отсутствует стандартное программное обеспечение и специальные материально-технические условия для организации образовательного процесса воспитанников с умственной отсталостью, педагоги испытывают сложности в проведении уроков для детей с такой патологией вместе со здоровыми, в том числе из-за отсутствия необходимых навыков и знаний.
Кроме того, в дошкольных учреждениях не хватает узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ, что приводит к трудностям адаптации воспитанников данной категории в среде здоровых детей. Существуют и проблемы социального характера: нередко родители здоровых детей негативно относятся к воспитанникам с умственной отсталостью.
Автор методических рекомендаций также отмечает, что низкое выявление в раннем возрасте умственной отсталости у детей связано с недостаточным количеством медико-психологических комиссий в Иркутской области.
– Вторая часть рекомендаций, которую мы сейчас готовим, посвящена детям с задержкой психического развития и с тяжелыми нарушениями речи – чем они отличаются, как их выявить и как с ними работать, – рассказала Ольга Викторовна Кучергина.
Для ребенка с ОВЗ семья – это самое эмоционально значимое пространство, лучшая среда для коррекции и успешного развития. В семье ребенок может компенсировать свои недостатки, получить необходимое внимание и душевное тепло от близких людей, только там он понимает свои сильные стороны и личностную ценность. Однако зачастую родители не знают, как создать условия, которые способствовали бы успешной адаптации ребенка в социуме. Именно для этой цели открываются консультационные пункты и разрабатываются методические рекомендации в рамках национального приоритетного проекта «Образование» и государственной политики по улучшению качества оказания всесторонней помощи детям с ОВЗ.