Итоги первого Межрегионального форума педагогов-психологов
20 ноября 2020 г. Институт развития образования Иркутской области совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области, а также ГАУ ДПО ИО «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования» провели первый Межрегиональный форум педагогов-психологов.
Цель работы форума: обсуждение ключевых вопросов, связанных с профессиональной деятельностью психолога в сфере образования в современных условиях.
От Института развития образования Иркутской области на пленарном заседании выступала заместитель директора Татьяна Александровна Малых с темой «Ценности и смыслы педагога-психолога как ресурс личностного развития ребенка».
Во второй части форума кураторами дискуссионной площадки «Роль педагога-психолога в сфере образования: содержание и особенности деятельности в современных условиях» стали Галина Александровна Стародубцева, зав. кафедрой педагогики и психологии, и Гавриил Александрович Радионов, старший преподаватель кафедры. К участию в работе площадки присоединились более 100 точек подключений.
На дискуссионной площадке вместе с участниками кураторы разобрали особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях дистанционного обучения. В частности, коллеги рассказали о трудностях и поделились опытом проведения диагностики педагогом-психологом в условиях онлайн-подключения. Педагоги-психологи также обсуждали возможности повышения продуктивности деятельности педагога-психолога в современных условиях. Главной в этой части была проблема несоответствия количества и качества психолого-педагогического сопровождения, в том числе и в условиях дистанционного обучения. Также в ходе работы площадки единогласно было установлено, что педагог-психолог чувствует себя недостаточно защищенным как в правовом, так и профессиональном плане. В связи с чем была озвучена острая потребность в разработанных и продуманных алгоритмах, протоколах действий педагога-психолога в нестандартных или критических случаях.
Завершилась дискуссионная площадка обсуждением проблемы формального и продуктивного повышения квалификации педагогов-психологов.
В результате работы дискуссионной площадки сформировано единое поле актуальных проблем в деятельности педагога-психолога, а также траектории развития психологического сопровождения в образовании.
Выводы по итогам работы дискуссионной площадки:
- У педагогов-психологов наблюдается высокая потребность в приобретении практических знаний и отработке практических навыков.
- Педагоги-психологи заинтересованы в использовании четких алгоритмов действий в нестандартных или критических ситуациях (в том числе психолого-педагогическое сопровождение в условиях дистанционного обучения).
- Педагогу-психологу необходимо изыскать возможности для оптимизации рабочего времени и повышения продуктивности.
- Деятельность педагога-психолога в настоящее время строится на основании краткосрочной цели или решения тактических, срочных задач.
Планируемые решения:
- Организация на базе ИРО групповых занятий в форме мастерских, на которых педагоги-психологи смогут закреплять знания и на практике отрабатывать мастерство применения практических приемов, уже известных специалистам.
- Сбор информации о ситуациях, требующих алгоритма, разработка и апробация алгоритма силами кафедры педагогики и психологии совместно с педагогами-психологами Иркутской области.
- Разработка силами кафедры и апробация нового алгоритма сотрудничества между факультетами психологии и образовательными организациями совместно с педагогами-психологами ОО и факультетами психологии высших образовательных учреждений г. Иркутска.
- Организация серии мастерских по разработке стратегических целей в профессиональной деятельности, эффективному планированию и управлению временем среди педагогов-психологов ОО.