Результаты опроса педагогов-психологов по выявлению актуальных образовательных потребностей
В рамках реализации регионального инновационного проекта «Сетевое взаимодействие специалистов психолого-педагогических служб образовательных организаций Иркутской области» сотрудниками кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО был проведен опрос среди педагогов-психологов региона с целью выявления их актуальных образовательных потребностей.
На основании полученных данных в рамках проекта будут организованы и проведены мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов психолого-педагогических служб.
В опросе приняли участие 287 специалистов образовательных организаций (далее – ОО) и дошкольных образовательных организации (далее – ДОО). Из них 85 человек трудоустроены в ДОО, остальные 202 работают педагогами-психологами в школах Иркутской области. Средний возраст специалистов составляет 41 год. Распределение респондентов по возрастам представлено на рис. 1.
Рис 1. Распределение педагогов-психологов по возрастным группам
Повышение квалификации среди педагогов-психологов является одним из основных вопросов, потому что только при системном и качественном процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса возможно успешное прохождение процедуры аттестации. Результаты опроса показали, что 59,9 % специалистов (на момент прохождения анкетирования) не проходили процедуру аттестации на соответствие квалификационной категории (см. рис. 2).
Рис. 2. Данные по количеству аттестованных педагогов-психологов
Примерно такое же количество (61,7 %) педагогов указали в своих ответах, что испытывают потребность в помощи при прохождении процедуры аттестации (см. рис. 3).
Рис. 3. Потребность в помощи при прохождении процедуры аттестации
Ответы на вопрос, посвященный актуальным проблемам, встречающимся в практике педагога-психолога, указывают на преобладание таких трудностей, как слабая материально-техническая база, высокая нагрузка на специалиста и субъективное ощущение недостаточного уровня компетентности педагога-психолога и др. Перечень всех проблем, выделенных в ходе опроса, представлен в процентном соотношении на рис. 4
Рис. 4. Перечень проблем, отмечаемых в практической деятельности педагогом-психологом
При ответе на вопрос: «По каким направлениям и темам в профессиональной деятельности Вы хотели бы получить дополнительный опыт или повысить свою квалификацию?» – педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций выделяют следующее (см. рис. 5):
Рис. 5. Образовательные потребности среди педагогов-психологов ДОО
Специалисты, ответившие на данный вопрос: «Интересно все», в качестве пояснения привели «субъективное ощущение недостаточного уровня профессиональной компетентности».
Потребность в повышении компетентности по узким, специализированным темам («Арт-терапия», «Песочная терапия», «Нейрографика», «Клиническая психология», «Нейропсихология» и т. д.) выявлена среди 18 % от общего количества опрошенных педагогов-психологов ДОО. «Оформление индивидуального образовательного маршрута ребенка» интересует 6 % опрошенных. Самое востребованное направление среди данной группы – «Сопровождение воспитанников с ОВЗ» (25 %). «Современные психологические практики работы с детьми дошкольного возраста с проблемами поведения» (агрессия, тревога, непослушание и т. д.) хотели бы изучить 15 % респондентов. Образовательные потребности по теме «Подходы в работе психолога с родителями» выявлены среди 12 % педагогов-психологов ДОО. «Современные методы диагностики ребенка дошкольного возраста» интересуют 11 % опрошенных специалистов.
Среди единичных ответов на вопрос: «По каким направлениям и темам в профессиональной деятельности Вы хотели бы получить дополнительный опыт или повысить свою квалификацию?» – можно выделить такие темы, как:
- «Работа ППк»;
- «Работа психолога с детьми раннего возраста»;
- «Индивидуализация, самостоятельность детей в различных видах деятельности»;
- «Работа с одаренными детьми»;
- «Профилактика профессионального выгорания (сплочение и мотивация педагогов)»;
- «Адаптация к детскому саду»;
- «Подготовка детей подготовительной группы к школе»;
- «Мотивация к обучению детей младшего и старшего дошкольного возраста»;
- «Нехватка кадров»;
- «Личностно-ресурсное картирование»;
- «Нормативно-правовая база»;
- «Развивающие игры Воскобовича, Никитина»;
- «Новые технологии для решения речевой патологии»;
- «В коммуникативной сфере»;
- «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».
Ответы педагогов-психологов средних общеобразовательных школ на вышеуказанный вопрос позволяют выделить следующие их образовательные потребности (рис. 6):
Рис. 6. Образовательные потребности среди педагогов-психологов ОО
«Организация коррекционно-развивающей работы» является наиболее популярным ответом», потребность в глубоком изучении данной темы испытывают 23 % опрошенных. В частности, специалистов интересуют такие темы, как:
- «Работа с подростками группы риска по результатам СПТ»;
- «Практика коррекции нарушения поведения (в том числе гиперактивность)»;
- «Коррекция низкой учебной мотивации и трудностей в обучении»;
- «Вопросы нарушения полоролевой идентификации»;
- «Суицидального поведения подростков»;
- «Коррекция эмоционально-волевой сферы», – волнуют педагогов-психологов ОО.
Среди наиболее популярных ответов в рамках данного направления встречаются темы, направленные на:
- психолого-педагогическую коррекцию «трудных» подростков и детей «группы риска»;
- коррекцию детско-родительских отношений;
- коррекционно-развивающую работу с детьми и семьями, находящимися в СОП, ТЖС.
Среди специфических, узких тем выделяются:
- «Работа с горем (утрата родителей)»;
- «Работа со стрессом»;
- «Работа с депрессией»;
- «Работа по формированию жизнестойкости».
Отдельной группой в направлении коррекционно-развивающей работы отмечаются потребности:
- в изучении подходов к коррекции зависимого поведения;
- оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях;
- в работе с детскими травмами и страхами;
- в работа с детьми СДВГ.
Образовательные потребности по направлению «Диагностическая работа» отмечены среди 8 % опрошенных. Специалистов этой группы интересует:
- изучение актуального пакета методик для работы в школе;
- алгоритм подбора и оформления пакета методик диагностики;
- технология проведения, обработки и анализа психодиагностических методик в зависимости от цели и формы проведения диагностики;
- процедура обследования детей психологом перед ПМПК;
- информация по корректному оформлению психодиагностического заключения;
- обучение работе с электронными версиями психодиагностических методик;
- изучение методик для диагностики познавательных процессов;
- изучение методик для диагностики детско-родительских отношений;
- подбор инструмента, позволяющего определить наличие у ребенка умственной отсталости и прочих патологий.
Направление по работе с учащимися ОВЗ востребовано среди 21 % опрошенных педагогов-психологов. Их интересует актуальная информация о комплексной организации психолого-педагогического сопровождения детей ОВЗ.
Профилактическая работа с группой риска интересна для 12 % психологов. В данную категорию включены основные проблемные точки и риски при психолого-педагогическом сопровождении учащихся:
- профилактика суицидальных наклонностей;
- различного рода аддикций и девиаций;
- организация работы психолога и социального педагога с семьями СОП;
- организация работы психолога и социального педагога с детьми и подростками, склонными к самовольным уходам из дома.
Отдельные участники появили интерес к изучению профилактических программ «Все цвета, кроме черного», «Всё, что тебя касается» и т. д. Среди единичных ответов на вопрос по образовательным потребностям педагоги-психологи ОО выделили:
- Особенности построения работы с одаренными детьми;
- Работа с родителями;
- Особенности психологического консультирования детей, подростков, родителей и педагогов;
- Работа с детьми разных возрастных категорий;
- Узкие направления (песочная терапия и сказкотерапия, клиническая психология, кинезиология и нейропсихология, арт-терапия, кризисная психология);
- Нормативно-правовая база, границы компетенций педагога-психолога;
- Профориентация;
- Ведение документации;
- Профессиональное выгорание педагога;
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с различными нарушениями речи;
- Организационно-методическое направление;
- Детско-родительские взаимоотношения;
- Работа ППк;
- Дистанционная работа педагога -психолога;
- Научные исследования, новые исследования в психологии современных детей и подростков;
- Подготовка к ЕГЭ;
- Экспертная деятельность;
- Служба школьной медиации;
- Половое воспитание.
Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что наиболее актуальными для педагогов-психологов Иркутской области являются вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации, психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ, а также потребности в приобретении и закреплении имеющихся навыков, необходимых для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности.
На основании полученных результатов опроса в рамках реализации регионального инновационного проекта «Сетевое взаимодействие специалистов психолого-педагогических служб образовательных организаций Иркутской области» кафедрой педагогики и психологии в 2021 году запланированы к проведению мероприятия, цель которых заключается в трансляции актуального опыта работы, оказания методической помощи педагогам-психологам по выявленным потребностям. К таким мероприятиям можно будет отнести вебинары по диагностической работе, коррекционно-развивающей работе, проведение мастерских, встреч для психологов, где будут отрабатываться технологии коррекционно-развивающей работы.
Для специалистов, испытывающих потребность в вопросах при прохождении процедуры аттестации, будут подготовлены в помощь методические рекомендации. Помимо этого на портале www.edulife.iro38.ru, в разделе «Сетевое взаимодействие психологов», будет размещена методическая информация, учебные и научные издания по темам, отмеченным в ходе опроса. Таким образом, благодаря полученным результатам опроса педагоги-психологи Иркутской области смогут получить самые актуальные знания и навыки, необходимые для психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.