Проект «Школа локальных историй»: интеграция ресурсов организаций общего образования и учреждений культуры

В образовательных организациях Иркутской области началась реализация областного партнерского сетевого социально-ориентированного проекта «Школа локальных историй».

Проект является продуктом коллаборации Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского» и Института развития образования Иркутской области в рамках реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Культура» и направлен на организацию исследовательской работы по краеведению силами учащихся общеобразовательных организаций при активном участии общедоступных библиотек.

В 10 муниципалитетах Иркутской области (Аларский, Братский, Заларинский, Иркутский, Куйтунский, Усольский, Тайшетский, Нижнеилимский, Черемховский районы, г. Саянск) определены кураторы школьных краеведческих отрядов из числа педагогов общеобразовательных организаций, сотрудников центров «Точка роста», а также специалистов общедоступных библиотек.

На сегодняшний день закончено обучение 42 будущих наставников юных краеведов по программе «Краеведение в интернете. Создание информационных краеведческих продуктов». Обучение проведено сотрудниками Иркутской областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского при организационно-технической поддержке регионального Института развития образования. Курс призван уже на организационном этапе объединить библиотекарей общедоступных и школьных библиотек, сотрудников центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», а также педагогов общеобразовательных организаций сельских поселений.  

Подчеркивая значимость проекта, ведущий методист научно-методического отдела ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского» Иван Попов отмечает, что «…национальный проект “Образование”, среди прочих, имеет цель “воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций”.  В то же время национальный проект «Культура» предусматривает практически созвучную цель – “укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации”. Учитывая единый вектор и идентичность целей двух нацпроектов, с уверенностью можно сказать, что совместные действия и объединение ресурсов образовательных организаций и учреждений культуры будут способствовать более эффективному решению задач и достижению вышеуказанных целей.

Школы и библиотеки являются самыми распространенными социальными институтами, вокруг которых зачастую формируется жизнь сообществ, особенно в сельской местности и в небольших городах. Как социальные институты, библиотеки и образовательные организации должны играть существенную роль в стимулировании гражданской активности общества, направленной в том числе на сохранение исторической памяти и культурных ценностей нашего региона.

Сегодня краеведение находится на стыке разных наук – истории, обществознания, экономики, социологии. Осуществление краеведческой работы среди и с участием детей является актуальным направлением современного образования, помогающим формировать полноценную разностороннюю личность.

В то же время, краеведческая работа для общедоступных библиотек – одно из самых традиционных направлений деятельности. Библиотеки Иркутской области являются держателями ценнейших исторических коллекций, конкуренцию которым могут составить только архивы. Научить детей работать с этим массивом информации, понимать его ценность, пробудить в них интерес к истории малой родины и гордость за нее, позволить им увидеть себя и свою роль в будущем родного края – задачи настоящего проекта».

Справка:

Областной партнерский сетевой социально-ориентированный проект «Школа локальных историй» разработан сотрудниками ГБУК «Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского» и ГАУ ДПО ИРО в 2021 году и направлен на организацию исследовательской работы по краеведению силами учащихся общеобразовательных организаций. Проект носит пилотный характер и реализуется в образовательных организациях 10 муниципалитетов Иркутской области в 2021–2022 годах при активном участии общедоступных библиотек этих территорий.

В рамках проекта в муниципальных образованиях на базе центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точек роста» из учащихся 7–11 классов формируются добровольные краеведческие отряды, работающие под руководством кураторов от образовательной организации и взаимодействующие со специалистами общедоступных библиотек.

В течение учебного года волонтерские краеведческие отряды школьников занимаются поисковой исследовательской работой на основе локальной краеведческой информации, используя фонды общедоступной библиотеки, школьных библиотек и музеев, а также используя другие форматы (интервью со старожилами, сбор воспоминаний и т. д.).

Вся деятельность по проекту проводится как на базе «Точек роста», так и на базе муниципальных библиотек, имеющих необходимые фонды и обладающие соответствующими компетенциями по работе с ними и с краеведческой информацией в целом. К реализации проекта будет привлечено Иркутское общество «Родословие».

Оцифрованная членами краеведческих отрядов и исторически значимая информация будет размещаться не только на локальных информационных ресурсах, но и на портале электронной библиотеки «Хроники Приангарья» Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И. И. Молчанова-Сибирского, расширяя таким образом аудиторию фактически до всех пользователей русскоязычного Интернета.

IT-продукты, созданные школьниками, будут участвовать в конкурсе, запланированном на заключительном этапе проекта.  Подведение итогов конкурса состоится на краеведческой конференции, на которой будут подведены итоги и представлены результаты проекта.

  • Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary