Образовательная стажировка: день первый
«Сегодня, 26 сентября 2022 года, нас приветствует иркутская земля…» – такими словами началась образовательная стажировка «Региональная модель сопровождения введения обновленных ФГОС системой ДПО», участниками которой стали управленческие команды из образовательных организаций дополнительного профессионального образования от Калининграда до Владивостока.
Организаторы стажировки – ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и ГАУ ДПО ИРО – уже в самом начале мероприятия обозначили ключевые позиции, вынесенные для обсуждения в ходе проводимой стажировки.
На пленарной части мероприятия выступили И. И. Тараданова, проректор ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», министр образования Иркутской области М. А. Парфёнов, начальник управления развития дополнительного профессионального образования ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» Т. В. Расташанская, заместитель начальника управления подготовки специалистов по образовательным областям ГАОУ ДПО МЦКО К. А. Табаровская, директор ГАУ ДПО ИРО Н. В. Пономарёва, директор Центра развития образования г. Саянска Т. А. Бадулина, директор МБОУ «Белореченский лицей» Усольского района Иркутской области М. И. Тараканова.
Состоялось заседание РУМО по общему образованию Иркутской области «Региональное учебно-методическое объединение: региональная модель устойчивого партнерства, или Как построить деятельность РУМО в интересах региона и федерации».
С докладом о стратегических приоритетах государственной политики в сфере образования и воспитания выступил В. С. Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, д-р психол. наук, член-корреспондент РАО.
Обсуждались вопросы сохранения единого образовательного пространства в изучении и развитии бурятского языка и культуры, включая разработку УМК «Буряад хэлэн», создание и функционирование этнокультурной образовательной среды.
Были представлены результаты апробации УМК «Введение в байкаловедение» и «Живая природа Сибири. Времена года». Прошла презентация программы «Казак – защитник Отечества».
Затем началась работа лаборатории региональных изменений «Прикладные исследования как ресурс для профессионального развития и обновления региональной образовательной практики в сопровождении введения обновленных ФГОС».
Работа проходила в нескольких тактах. В ходе первого был представлен комплекс прикладных исследований, разработанных ГАУ ДПО ИРО. Он рассматривался в двух аспектах: профессиональное развитие педагога в рамках региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и сопровождения процессов внедрения обновленных ФГОС, его влияния на развитие региональной системы образования. Второй такт позволил познакомиться с инструментами организации и проведения прикладных исследований, разработанных институтом: АИС «Мониторинг общего и дополнительного образования», Сервис проведения социологических исследований SocView.
Участники мероприятия познакомились с Сервисом SocView: они приняли участие в социологическом исследовании по научно-методическому сопровождению обновленных ФГОС.
В третьем такте обсуждались проблемы обеспечения профессионального развития педагога, в том числе в части решения задач введения обновленных ФГОС. Также участники мероприятия акцентировали внимание на собственном опыте организации исследований.
В ходе форума методических команд «Трансформация конкурсного движения в регионе: новые решения для введения обновленных ФГОС» команды – участницы конкурса «Методическое PROдвижение» презентовали методические продукты, которые были разработаны в рамках конкурсных мероприятий для повышения резильентности системы образования Иркутской области.
Дискуссия, состоявшаяся в рамках мероприятия, была направлена на решение общих методических задач, связанных с введением обновленного ФГОС (вопросы повышения профессиональных компетенций педагогов, построения вариативной образовательной среды и использования ее ресурсов).
Был выбран вектор развития через организацию межмуниципального и межрегионального сотрудничества с целью формирования единой системы сопровождения введения обновленных ФГОС в рамках создания сетевых практик, отвечающих вызовам времени.
По итогам мероприятия лучшие практики войдут в методический портфель «PROдвижения», включающий материалы для организации управления развитием образовательной организации, обеспечивающего внедрение обновленных ФГОС.
Во время тренд-сессии «Региональный тематический проектный комплекс: возможности в интеграции образовательного опыта как условия качественного введения обновленных ФГОС» был представлен проект «РТПК» ГАУ ДПО ИРО.
Спикерами выступили Н. П. Швецова, заведующий сектором стратегических проектов и программ центра развития инновационного опыта ГАУ ДПО ИРО; Е. Б. Фомина, старший методист сектора стратегических проектов и программ; Т. А. Бадулина, директор ЦРО г. Саянска; А. С. Князева, директор МБОУ СОШ № 5 г. Саянска.
Муниципальная площадка ЦРО г. Саянска и МОУ СОШ № 5 г. Саянска представили модель управления качеством образовательной деятельности на уровне образовательной организации как ресурс построения методической работы по обеспечению качественного образования в рамках действующего и обновленного ФГОС.