Проведено исследование возможностей развития предпринимательских компетенций студентов ПОО Иркутской области
В Иркутской области чуть более 3 % выпускников профессиональных образовательных организаций становятся индивидуальными предпринимателями или получают статус самозанятого.
Специалистами сектора сопровождения проектов кадрового обеспечения региональной экономики ГАУ ДПО ИРО было проведено исследование «Возможности развития предпринимательских компетенций студентов образовательных организаций среднего профессионального образования Иркутской области».
Исследование проводилось методом формализованного опроса преподавателей и студентов профессиональных образовательных организаций региона. В опросе приняли участие 3338 студентов и 362 преподавателя профессиональных образовательных организаций.
Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать ряд выводов. Большинство студентов – участников опроса высоко оценивают роль предпринимателей в современном российском обществе, осознают значимость социальных и экономических функций предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что подготовка предпринимателей не является ключевой задачей обучения в профессиональных образовательных организациях, опрошенные студенты все же рассматривают предпринимательство как один из вариантов карьерного выбора. Практически треть респондентов предполагают для себя возможность стать учредителем собственного дела (предпринимателем, самозанятым).
Большинство студентов хотели бы получить знания в области управления бизнесом в целом, навыки разработки бизнес-проекта, знания и навыки в сфере продаж, маркетинга. Из позитивных личностных качеств предпринимателя, причем таких, которые студенты хотели бы приобрести, в приоритете уверенность в себе, готовность идти на риск, креативное мышление, изобретательность. Наибольшее количество студентов видят в предпринимательстве возможность получения высокого дохода, но при этом отмечается также возможность творчества и самореализации.
Примечательно, что практически половина опрошенных студентов предполагает, что их бизнес может быть связан с профильным профессиональным образованием. Действительно, знание отрасли, в которой реализуется предпринимательский проект, наличие специальных профессиональных знаний, понимание специфики рынка – все это существенно повышает вероятность успешного старта и развития бизнес-проектов.
В целом можно отметить понимание студентами своих ограничений, намерений и возможностей, что может быть залогом их заинтересованного отношения к обучению и участию во внеучебных мероприятиях, направленных на развитие предпринимательских компетенций.
Что касается позиции педагогов, то важно отметить понимание ими важности развития предпринимательских компетенций студентов и готовность включить эту тематику в комплексную образовательную среду своих профессиональных образовательных организаций. Более половины участников опроса проявили желание получить дополнительные знания в области предпринимательства. Помимо этого преподаватели отмечают важность развития внеучебной деятельности, таких мероприятий, как деловые игры, конкурсы, встречи с успешными бизнесменами, участие в чемпионате «Профессионалы» по компетенции «Предпринимательство».
По результатам исследования были сформулированы рекомендации для профессиональных образовательных организаций и организаций инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства Иркутской области.С результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.