Региональные эксперты обсудили на круглом столе проблемы обеспечения благоприятной школьной среды
24 августа в рамках мероприятий августовской методической недели и работы лаборатории психологической безопасности личности кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента ГАУ ДПО ИРО состоялся региональный круглый стол, посвященный ключевым аспектам создания психологически безопасной образовательной среды и благоприятного климата как важного условия и дополнительного ресурса повышения качества школьного образования. На участие в мероприятии зарегистрировались 116 педагогических работников: руководители образовательных организаций, специалисты психологических служб, методисты муниципальных служб, учителя.
Открыла заседание Малых Татьяна Александровна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и образовательного менеджмента ГАУ ДПО ИРО, предложив участникам посмотреть на проблему обеспечения благоприятной и комфортной среды для обучения как ресурса достижения качества образования глазами ребенка, который пришел в первый класс, акцентируя внимание слушателей на влияние негативных переживаний детей, перерастающих в нежелание учиться и являющихся следствием непонимания индивидуальных особенностей детей со стороны педагогов.
Козьмина Людмила Борисовна, канд. психол. наук, заведующий лабораторией психологической безопасности личности кафедры ППиОМ, обозначила основные показатели и составляющие благоприятного школьного климата, его влияния на гармоничное развитие личности ребенка и академическую успеваемость, подчеркнула значимость фактора психологической безопасности личности в процессе межличностного взаимодействия участников образовательных отношений, а также познакомила участников круглого стола с результатами массового исследования психологической безопасности педагогов, учащихся и их родителей/законных представителей (14803 респондента), осуществленного в мае текущего года в 148 школах Иркутской области с низкими образовательными результатами. Результаты исследования вызвали дискуссию, участники круглого стола вносили предложения по нивелированию выявленных проблем.
Юрлова Ольга Владимировна, канд. мед. наук, врач-невролог, психолог, доцент кафедры нервных болезней ФГБОУ ВО МЗ ИГМУ, организатор и ведущая школы для родителей, рассказала, какими могут быть последствия неблагоприятного школьного климата и отношения к ребенку на неврологическом уровне. Она также назвала причины школьной неуспеваемости, связанные с недостаточностью функционирования центральной нервной системы; осветила постковидные когнитивные и неврологические проблемы, возникающие у детей и педагогов; заострила внимание педагогов и специалистов психологических служб на необходимости прохождения медицинского обследования при появлении учебной неуспеваемости у детей; подчеркнула важность сотрудничества с родителями, нахождения общих целей и ценностей обучения и воспитания детей.
Кузьмин Михаил Юрьевич, канд. психол. наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования ГАУ ДПО ИРО как представитель когнитивно-поведенческой психотерапии рассказал о роли когнитивных искажений педагогов как фактора школьной неуспешности и почвы для педагогических конфликтов; затронув тему профессионального выгорания как негативного фактора психологического климата и межличностного взаимодействия, рассказал о разработке новых приложений для педагогов и медицинских работников по самодиагностике и самопомощи.
Стародубцева Галина Александровна, канд. психол. наук, клинический психолог, поделилась случаями из своей психотерапевтической практики, касающимися преодоления психологических проблем детей и родителей, связанных с учебной деятельностью.
Бабинцева Людмила Николаевна, канд. психол. наук, заведующий кафедрой начального и дошкольного обучения, рассказала о причинах пресуицидального и суицидального поведения школьников и подчеркнула, что главная из таких причин – это проблемы детско-родительских отношений, отсутствие родительской поддержки.
Радионов Гавриил Александрович, педагог-психолог, заведующий психологической службой МБОУ СОШ № 23 г. Иркутска, обозначил направления деятельности специалистов психологической службы образовательной организации по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды в школе, акцентировав внимание участников на необходимости ведения диалога педагогов и родителей, овладевании навыками эффективной коммуникации.При подведении итогов работы круглого стола педагоги выразили благодарность спикерам и обозначили проблемы для дальнейшего обсуждения на мероприятиях кафедры.