О результатах реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ
На основании письма ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» от 24.03.2021 № 888 специалистами ГАУ ДПО ИРО был составлен информационно-аналитический отчет на 29.08.2024 г. о реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ через обновление материальной-технической базы отдельных общеобразовательных организаций – участников 2019–2024 гг.
Проведенный анализ данных о деятельности 29 региональных специальных (коррекционных) школ свидетельствует о положительной динамике ее количественно-качественных изменений в связи с участием в мероприятии, направленном на поддержку образования обучающихся с ОВЗ через обновление материально-технической базы, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Во всех образовательных организациях обновление оборудования (оснащение) и содержания образования по реализуемым адаптированным основным общеобразовательным программам осуществляется в соответствии с разработанными и согласованными с учредителем (министерством образования Иркутской области) программами развития на 2019–2024 гг.
Изменения, произошедшие в инфраструктуре указанных организаций, привели к повышению качества образовательного процесса в целом, к положительным изменениям в освоении обучающимися АООП и программ дополнительного образования, в т. ч.:
- Расширилась вариативность используемых в образовательном процессе адаптированных основных общеобразовательных программ за счет создания условий для реализации АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.3, 8.4), АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
- Во всех школах было углублено содержание предметной области
«Технология» по профилям, реализуемым до участия в мероприятиях федерального проекта «Современная школа» («Швейное дело», «Столярное дело» и др.), а также произошло обновление содержания этой предметной области за счет введения новых профилей труда, востребованных на региональном рынке труда («Рабочий по комплексному ремонту», «Картонажно-переплетное дело», «Поварское дело (кулинария)» и др.). - Во всех школах были оптимизированы условия для реализации
«Коррекционно-развивающей области» учебного плана в части изменения содержания и эффективности проводимых в соответствии с учебным планом коррекционных занятий по различным направлениям: психокоррекционные и логопедические занятия, ритмика, АФК, в т. ч. для индивидуальных коррекционно-развивающих занятия с обучающимися с РАС и в рамках реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) обучающихся с ТМНР. - Во всех школа созданы условия для реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ. На начало 2024–2025 учебного года охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием составит 63,4 %.
- Во всех образовательных организациях ведется активная работа по повышению квалификации руководящих и педагогических работников. За период 2021–2024 гг. в двадцати трех школах, что составляет 79 %, все руководящие и педагогические работники уже прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки.
- На базе 27 (93 %) специальных (коррекционных) школ организована работа 30 центров (пунктов), оказывающих информационно-методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ (инвалидностью) и их родителям, в том числе с использованием ДОТ и сетевого взаимодействия.
К актуальным направлениям дальнейшего развития качественных изменений в деятельности образовательных организаций, являющихся участниками мероприятия федерального проекта «Современная школа», относятся следующие:
- Продолжение работы по разработке и реализации программ дополнительного образования технической и естественнонаучной направленностей с целью увеличения в 2024–2025 учебном году до 75 % охвата обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием непосредственно на базе каждой школы.
- Продолжение работы по обновлению предметной области «Технология» и по профилям, востребованным на региональном рынке труда.
- Обеспечение сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями в части
реализации адаптированных образовательных программ. - Создание материально-технических, кадровых и организационных
условий для использования в образовательном процессе ДОТ. - Обеспечение до конца 2024 года повышения квалификации во всех школах 100 % руководящих и педагогических работников по актуальным направлениям организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
- Организация работы до конца 2024 года на базе всех специальных (коррекционных) школ региональных консультационных, учебно-методических, ресурсных и иных центров (пунктов), оказывающих информационно-методическую помощь педагогическим работникам других общеобразовательных организаций, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, в том числе с использованием ДОТ и сетевого взаимодействия.
- Обобщение и тиражирование эффективных практик деятельности специальных (коррекционных) школ по реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ разных типологических групп на региональном и федеральном уровнях посредством публикаций, проведения семинаров, мастер-классов, научно-практических конференций и пр.
Более подробную информацию о сроках и процедуре проведения мониторинга деятельности специальных (коррекционных) школ, информационно-аналитических отчетах за 2020–2024 гг. можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО по телефону: +7 (3952) 500-904 (доб. 215).