Конкурс лучших региональных практик развития региональной системы образования Иркутской области
Конкурс в цифрах
Структура участников по должностям
Практики-победители конкурсного отбора по направлениям
Авторы – разработчики практики: Лебедева Марина Васильевна, директор; Уварова Татьяна Витальевна, заместитель директора; Перминова Оксана Викторовна, заместитель директора.
Краткая аннотация практики:
Целевая установка по решению проблемы проектирования и реализация ООП СОО в рамках требований ФГОС СОО и концепций модернизации учебных предметов (предметных областей), в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», является актуальной для каждой образовательной организации РФ, в связи с тем, что должна быть произведена модернизация учебных предметов (предметных областей), а с 1 сентября 2020 года все школы РФ приступят к плановой реализации ФГОС СОО.
Основными условиями реализации модели проектирования ООП СОО и модернизации учебных предметов (предметных областей) являются выполнение следующих методических решений и направлений работы:
1) реализация соответствующего алгоритма проектирования ООП СОО, в основе которого лежит идея взаимосвязи и взаимообусловленности всех структурных компонентов Программы;
2) организация работы проектных групп и проектное управление процессами проектирования ООП СОО по технологии AGILE.
3) создание единого информационно-методического и обучающего пространства, в том числе:
— для обучения исполнителей проекта (семинары по освоению технологии AGILE, консультации);
— для управления проектом (SCRUM-доска, бэклоги продуктов и спринта (перечень и описание требований к продукту, чек-листы для продуктов), маршрутный лист (план-задание), совещания (промежуточный контроль и демонстрация результатов);
— для рефлексивного общения исполнителей (летучки, мессенджеры и пр. веб-инструменты для визуализации работы проектных групп);
— для визуализации и контроля работы по проекту (открытая электронная база готовых материалов проектных групп).
Результаты, идеи, методические материалы, полученные в ходе практики, предназначены для руководителей общеобразовательных организаций и педагогических работников, участвующих в разработке и реализации основных образовательных программ среднего общего образования. Представленный опыт работы может быть также использован при проектировании ООП ООО и ООП НОО, так как принцип его реализации является технологичным.
Инновационный характер решения поставленных задач и представляемой модели проектирования и реализации ООП СОО прослеживается в применении комплексного, технологического подходов, новых форматов работы (онлайн, веб-инструменты и мессенджеров) и гибких методов управления проектами (AGILE, PMI) к процессу разработки, коррекции и реализации ООП СОО.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования Ангарский городской округ.
Авторы–разработчики практики: Швайко Наталья Григорьевна, учитель начальных классов; Шеленжик Елена Викторовна, учитель начальных классов; Шамсетдинова Валентина Васильевна, учитель начальных классов.
Краткая аннотация практики:
Суть представленной практики заключается в ведении ребёнка в мир культуры народов России через знакомство с миром литературы посредством театрализации. Фольклорные праздники, театрализованные постановки, творческие мастерские ученика знакомят и помогают понимать и осознавать, что такое духовные ценности и культура народа, проживая события и погружаясь в мир литературы, творчества, исследования.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Начальная школа — наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. В начальной школе учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. Именно в этот период происходит формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей, образующих устойчивую индивидуальность человека. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Духовно-нравственное воспитание состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Определившись между добром и злом, душа дает разуму правильное направление.
Уникальность данного проекта состоит в том, что ребёнок, проигрывая роли в театральных постановках, проживает сердцем те эмоции и чувства, которые испытывает герой, пропускает через себя, сравнивает неосознанно с собой, тем самым непроизвольно формируются духовные ценности. Театрализация способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к близким, к своей стране, признательности к её защитникам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
Авторы – разработчики практики: Щапова Людмила Николаевна, заместитель директора, учитель начальных классов; Шаманова Валентина Ивановна, учитель начальных классов; Симанавичу Ирина Владимировна, учитель начальных классов; Вантеева Надежда Анатольевна, учитель начальных классов; Бутакова Светлана Ивановна, учитель начальных классов.
Краткая аннотация практики:
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
В ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП НОО.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования.
В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ№3 г. Свирска» представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования конкретизирует требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательновоспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта формирует у обучающихся знания, установки, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа коррекционной работы МОУ «СОШ №3 г. Свирска» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ООП.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план школы, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, включающую в том числе внеурочную деятельность.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. В рамках требований ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8» муниципального образования Ангарский городской округ
Авторы-разработчики практики: Григорьева Ольга Валерьевна, учитель истории и обществознания, права.
Краткая аннотация практики:
Программа развития универсальных учебных действий в 5-7 классах конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Программа развития универсальных учебных действий в 5-7 классах определяет:
— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в 5-7 классах, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися программного содержания.
— ценностные ориентиры развития универсальных учебных действий, место и формы развития универсальных учебных действий;
— связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
— описание технологий развития универсальных учебных действий;
— условия развития универсальных учебных действий;
— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Реализация программы развития универсальных учебных действий позволяет:
– развивать у учеников способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
– формировать личностные ценностно-смысловые ориентиры и установки, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия;
– формировать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
– повышать эффективность усвоения учащимися знаний и учебных действий, формировать компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формировать навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
– способствовать овладению приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– формировать и развивать компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно- коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
В основе развития универсальных учебных действий в основной школе, лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность ученика признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это определяет ведущую роль развития универсальных учебных действий в достижении целей образования, придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.
Система формирования универсальных учебных действий через постановку учебной задачи и заданий на уроке предполагает соблюдение на всех уровнях организации образования следующих условий:
— понятия раскрываются через цели, способы, средства действий, лежащих за этим понятием;
— способы и средства действий не сообщаются заранее в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
— присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 122, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 2
Авторы-разработчики практики: Калиниченко Светлана Анатольевна, учитель-логопед; Модебадзе Юлия Джемаловна, учитель-логопед.
Краткая аннотация практики:
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первого уровня образования человека — дошкольного образования.
Ребенок дошкольного возраста начинает осознавать свою этническую принадлежность задолго до обучения в школе. Это отмечают А.П. Оконешникова, И.А. Суслова, С.К. Рощин и другие. Дошкольный период формирования личности уникален, от детского восприятия окружающего мира во многом зависят последующие жизненные установки человека. Именно дошкольные образовательные организации (далее ДОО), являющиеся частью единого образовательного пространства, способны создать условия для формирования гражданской идентификации ребенка дошкольного возраста, чувства сопричастности к родному краю, родному городу.
Воспроизводимость представленной практики обеспечена тем, что любой учитель-логопед может использовать данные материалы в любой образовательной организации.
Актуальность разработки «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» обусловлена тем, что происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
ФГОС ДО (п.2.6.) нацеливает содержание:
— образовательной области «познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках….»;
— образовательной области «речевое развитие» на «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; …… знакомство с книжной культурой, детской литературой….».
Особое внимание приобретает создание единого образовательного пространства, обеспечивающего доступность качественного образования, его индивидуализацию, обеспечение возрастной адекватности дошкольного образования. При этом индивидуализация образования предполагает наличие дидактического материала, соответствующего возрасту ребенка-дошкольника, его особенностям и позволяющего познавать окружающий мир не только в совместной с взрослыми деятельности, но и в самостоятельной деятельности.
Однако отсутствие специальных дидактических материалов, помогающих дошкольникам с общим недоразвитием речи осваивать содержание части АОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, затрудняет организацию образовательной деятельности в МБДОУ г. Иркутска детских садах №122, 2.
Именно отсутствие специальных дидактических материалов, помогающих дошкольникам с общим недоразвитием речи осваивать содержание части АОП ДО, формируемой участниками образовательных отношений, определяет востребованность подобного рода материалов в среде педагогического сообщества.
Таким образом, современные тенденции государственной образовательной политики, потребности конкретных образовательных организаций обусловили реальную необходимость в разработке «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» для оказания практической помощи педагогам ДОО в организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Разделы рабочей тетради охватывают весь спектр знакомства дошкольников с родным городом и включают следующие направления:
- Иркутская область.
- Иркутская область. Иркутск.
- Иркутск старинный.
- Иркутск современный.
- Памятники Иркутска.
- Иркутск промышленный.
- Иркутск культурный.
- Иркутск театральный.
- Иркутск художественный.
- Иркутск литературный.
- Иркутск музыкальный.
- Иркутск спортивный.
- Иркутск космический.
- Иркутск героический.
Таким образом, достаточное количество разнообразных дидактических упражнений (137 страниц с различного рода играми, заданиями и т.д.) в «Рабочей тетради «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи» охватывает все компоненты речевой системы, кроме звукопроизношения, оптимальность использования определенных дидактических упражнений определяется педагогом для каждого конкретного ребенка в определенный момент деятельности.
Достаточность условий для реализации поставленных задач определяется следующим: количество разнообразных дидактических упражнений по разным направлениям коррекционной работы позволяет каждому педагогу осуществить оптимальный выбор коррекционных упражнений для каждого конкретного ребенка.
Инновационность предложенных идей по решению поставленных задач проявляется в том, что авторы попробовали в рамках коррекционной работы охватить все направления знакомства дошкольников с ОНР с родным городом.
Основные мероприятия, в рамках которых используется «Рабочая тетрадь «Иркутская область. Иркутск» для совместной работы с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи»:
— совместная, специально организованная образовательная деятельность (коррекционные групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, развлечения…). Продолжительность занятий по рабочей тетради в организованной образовательной деятельности определяется педагогом с учетом возможностей и интересов ребенка. Цикличность заданий рабочей тетради позволяет постоянно закреплять отрабатываемые лексико-грамматические категории. Это имеет особое значение для детей с ОНР.
— совместная деятельность в режимных моментах (совместные игры, совместная творческая деятельность…). Использование страниц рабочей тетради в естественных для общения условиях способствует реальной коммуникации ребенка с взрослыми или со сверстниками в коллективной работе в разных видах деятельности дошкольника (игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и т.д.).
— самостоятельная деятельность дошкольника. Для использования в самостоятельной деятельности дошкольника страницы тетради копируются и наполняют образовательные центры предметно-пространственной среды группы.
— совместная деятельность родителей и воспитанников. Для привлечения родителей педагогу рекомендуется познакомить родителей с заданиями рабочей тетради, охарактеризовать их дидактическое значение, рассказать о возможности использования страниц рабочей тетради в домашних условиях. К тому же, богатый иллюстративный материал освободит родителей от бесконечного поиска картинного материала и позволит использовать свободное время на общение с ребенком.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования город Усть-Илимск
Авторы–разработчики практики: Габрина Наталья Николаевна, директор; Бровкина Наталья Владимировна, заместитель директора; Кобелева Оксана Викторовна, заместитель директора; Тирская Наталья Алексеевна, заместитель директора; Анучина Наталья Александровна, педагог – психолог.
Краткая аннотация практики:
Ежегодно количество оформленных детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно в школах нашего города увеличивается. Среди них самая многочисленная группа — дети с задержкой психического развития. Перед школой стоит задача создания условий для получения качественного образования и для детей с ОВЗ. Перед педагогами возникает проблема, как создать такие условия, как сопровождать эту категорию детей. Для решения данной проблемы коллективом МБОУ «СОШ №2» разработана и адаптирована индивидуальная образовательная программа учащегося с ОВЗ (ЗПР). Основой для разработки ИОП стала программа коррекционной работы, которая входит в содержательный раздел адаптированной образовательной программы.
В МБОУ «СОШ № 2» 30% детей имеют задержку психического развития, что подтверждено выписками из протоколов ТПМПК. Данная категория детей в той или иной степени испытывает затруднения в усвоении учебного материала. У них наблюдаются недостаточные познавательные способности, несформированность школьных навыков, речи, а также нарушения в организации деятельности и/или поведения. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. В образовательном пространстве школы детям с задержкой психического развития уделяется особое внимание. Обучаясь по АООП (варианты 7.1 и 7.2), они являются полноценными участниками совместной с нормативно развивающимися сверстниками образовательной и коммуникативной деятельности, социально – значимых проектах, посредством которых учатся формулировать проблему, выражать свои мысли, контролировать и оценивать процесс и результаты своей работы. Таким образом, образовательный процесс в школе ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь».
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №5 Усть-Кутского муниципального образования
Авторы – разработчики практики: Шаманова Александра Александровна, учитель информатики; Фетцова Светлана Валерьевна, учитель истории; Кохан Лариса Анатольевна, учитель начальных классов; Перетяка Раиса Михайловна, учитель начальных классов.
Краткая аннотация практики:
В Послании Федеральному собранию в 2015 году Президент Владимир Путин отметил, что инженерное образование и техническое творчество детей и молодёжи обозначено наивысшим государственным политическим приоритетом, определяющим успешность реализации задачи опережающего технологического развития России. Стратегия инновационного развития России до 2020 года, определяет значительное повышение качества и престижа инженерного образования. Работа с конструктором Куборо способствует пропедевтике инженерного образования.
В статье № 5 Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» прописано, что необходимо создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также социальному развитию этих лиц.
Система Куборо отвечает требованиям ФГОС и открывает большие возможности для развития коммуникативных УУД, личностных УУД, социализации школьников, т.ч. и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию конструкторской и проектно-исследовательской деятельности.
Основные направления:
— Конструирование
— Сопоставление графических изображений
— Коллективная работа
— Освоение технического рисования проектируемой модели
МКДОУ Шелеховского района «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» муниципального образования Шелеховский район
Авторы-разработчики практики: Бутакова Наталья Владиславовна, заведующий; Мыльникова Юлия Анатольевна, старший воспитатель; Тарарухина Татьяна Викторовна, инструктор по физической культуре; Шапошникова Наталья Вениаминовна, педагог-психолог.
Краткая аннотация практики:
Содержание психолого — педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» определено ФГОС.
Проанализировав ряд комплексных программ по формированию здорового образа жизни детей, арами практики были выявлены основные концептуальные подходы к решению данной проблемы.
Неоспоримым фактом в данном направлении работы с детьми является положение о том, что главным воспитателем ребенка являются родители. Первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье. Это закреплено Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.
Острота проблемы состоит в неготовности и некомпетентности родителей в вопросах формирования ЗОЖ у детей с разными показателями здоровья дошкольного или младшего школьного возраста.
Востребованность темы данного проекта по работе с детьми 5-8 лет определялась необходимостью устранения противоречий, выявленных между:
— государственной, социально-культурной значимостью формирования ЗОЖ у детей и недостаточностью методической разработанности сотрудничества образовательной организации с родителями по данному аспекту;
— потенциальными возможностями образовательного учреждения и недостаточной компетентностью родителей по вопросам формирования основ ЗОЖ у детей с разными образовательными потребностями дошкольного и младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия, недостаточная методическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор цели проекта: создание оздоровительно – образовательной среды ОО, способствующей эффективному сотрудничеству с родителями по освоению детьми образовательной области «Физическая культура», которая решалась по следующим задачам:
— Создание оптимальных условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности детей и взрослых, способствующих охране и укреплению их здоровья, приобщения к основам здорового образа жизни и освоению культуры двигательной активности через введение в образовательный процесс ОО нерегламентированных форм организации оздоровления ребенка с разными образовательными потребностями;
— Повышение уровня мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, семейной установки на здоровьесозидание;
— Разработка системы подготовки родителей с целью определения единой стратегии воспитания здорового образа жизни ребенка с разными образовательными потребностями, а том числе ребенка с ОВЗ, через активизацию родительского интереса, творчества, самостоятельного поиска способов решения проблем в области здоровья ребенка, оказание адресной помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
В МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Аленький цветочек» накоплен положительный опыт по реализации мероприятий в данной образовательной области, например, разработана и апробирована авторская программа инструктора по физической культуре Тарарухиной Т.В. «Физическое воспитание и развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в специально – организованной деятельности ДОУ», делающая акцент на здоровьесберегающих компонентах организации образовательного процесса ОУ, ориентированных на часто и длительно болеющих детей и детей с ослабленным состоянием здоровья (2014г.).
С целью определения перспектив взаимодействия педагогов и семьи назрела необходимость проанализировать ситуацию. По итогам анкетирования (октябрь 2016г.), родителей (законных представителей) воспитанников «Как родители (законные представители) оценивают здоровье своего ребенка и каковы их представления об условиях формирования здорового образа жизни у детей» выявлено следующее: 63% опрошенных родителей оценивают здоровье ребенка как хорошее. Оценка не всегда совпадает с реальным положением дел. Основными причинами заболеваний ребенка считают «слабый иммунитет» и «адаптацию к ОУ». Среди других причин заболеваний отмечены: «переохлаждение на прогулке», «недостаточная закаленность ребенка», «контакты с больными», «сквозняки», что доказывает необходимость разъяснительной и консультативной работы с родителями по вопросам организации прогулок, закаливания, теплового и воздушного режима, адаптационного периода и др. Обращает на себя внимание 46% родителей (законных представителей) на изменение здоровья ребенка за время посещения ОУ (из них у 31% детей оно улучшилось, у 15% — ухудшилось). Среди важнейших условий формирования ЗОЖ ребенка 66% приходится на психологический комфорт, а также достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, здоровую гигиеническую среду, рациональное питание, соблюдение режима, закаливание и полноценный сон.
Указаны причины, мешающие родителям уделять должное внимание здоровью ребенка: 52% опрошенных указали на дефицит времени вследствие высокой занятости и отдаленности проживания от ОУ (частный сектор района, садоводческие некоммерческие товарищества — 42%). Нередко в этом случае педагоги сталкиваются и с дефицитом внимания к ребенку, что, естественно, отражается на его здоровье, поэтому такие семьи – особая зона педагогического участия и помощи. Кроме того, достаточно большую часть семей можно отнести к группе риска в связи с отсутствием родителей и проживанием ребенка с опекуном (6 семей), неполные семьи — 86, семьи, имеющие детей с проблемами в здоровье (часто болеющие). Тем не менее, 61% указал, что уделяют внимание укреплению здоровья своего ребенка регулярно. В чем проявляется эта регулярность – еще один важный аспект изучения семьи педагогами. 24% отпрошенных отметили отсутствие необходимых знаний и умений как причину, мешающую уделять внимание здоровью ребенка, и здесь с целью определения дальнейших перспектив взаимодействия педагогов ОУ и родителей важно уточнить конкретные образовательные потребности каждой семьи.
Проведенное анкетирование родителей позволило выявить факторы, влияющие на уровень заболеваемости детей, наличие низкого показателя здоровья, их двигательной активности, это:
- Экологическое окружение и социальное неблагополучие, ухудшающее здоровья ребенка;
- Низкий уровень самооценки семьи в вопросах ЗОЖ;
- Низкий показатель педагогической просвещенности семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка и своего собственного;
- Дефицит внимания родителей (законных представителей) к ребенку, отражающийся на его психофизическом здоровье.
Мнение родителей указывает на необходимость регулярного информирования семьи об изменениях в состоянии здоровья ребенка, ребенка с разными показателями здоровья, совместный анализ причин этого, так как представленные данные показывают недооценку взрослыми состояния здоровья детей, не обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка с самой первой ступени дошкольного и начального общего образования. Кроме того, не уделяется должного внимания родителей к общению с ребенком, совместным играм, а также личному примеру взрослых в приобщении ребенка к ЗОЖ. Поэтому работа в данном направлении, направленная на организацию совместной работы педагогов ОУ и родителей, имеет важное значение, ведь ее результаты напрямую связаны ссохранением здоровья детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» муниципального образования города Братска.
Авторы-разработчики практики: Ефимова Оксана Александровна, директор; Кузнецова Татьяна Николаевна, заместитель директора; Любарский Дмитрий Викторович, учитель технологии; Тукмачева Ирина Михайловна учитель технологии; Юрикова Мария Валерьевна учитель технологии.
Краткая аннотация практики:
Актуальность и новый подход практики заключается прежде всего в том, что подобного опыта организации начального технологического образования, объединяющего социум в единую образовательную сеть, в городе Братске не было. Поэтому при разработке практики «Технологическая инициатива» учитывались возможности и потребности местного сообщества. Предпосылками к реализации практики «Технологическая инициатива» являются следующие факты: организация сетевого сотрудничества, обеспеченность материально-технической базы, а также высокие результаты инновационной деятельности по теме
Школа № 18 — это многопрофильная образовательная организация. Самым востребованным является технологический профиль. Индивидуальные итоговые проекты носят прикладной характер и сопровождаются наставниками — преподавателями Братского государственного университета и будущими работодателями. Дистанционное образование осуществляется в рамках сетевой реализации дополнительной общеобразовательной программы с использованием электронного обучения «Школьный университет». В рамках практики «Технологическая инициатива» учащиеся участвуют в сетевых проектах (http://www.nachalka.com), дистанционном обучении: РЭШ, Фоксфорд, Образовательная платформа LECTA, CERM (https://login.cerm.ru), открытых уроках и решениях кейсов сайта «Проектория», Всероссийском проекте РДШ «Классный час. Перезагрузка». Благодаря участию в проекте по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» учащиеся прошли профессиональные пробы в 12 организациях города Братска (Приложение 3). А Примерочная профессий сайта «Проектория» позволила им осуществить корректировку карт-навигаторов. В содержании практики «Технологическая инициатива» представлены следующие разделы:
— Учебно-методическое обеспечение
— Оборудование по стандартам WorldSkills, ЮниорПрофи
— Открытый Интернет-банк модулей технологического образования
— Внеурочная деятельность и дополнительное образование
— Образовательные зоны
— Чемпионат юниоров и демонстрационные экзамены WorldSkills
— Поддержка технологического творчества
— Развитие системы наставничества (сетевые договоры, договоры о сотрудничестве)
— Поддержка кураторов, обладающих компетенциями в области технологического образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска «Средняя общеобразовательная школа № 67»
Авторы – разработчики практики: Габушева Светлана Анатольевна, учитель математики; Кузнецова Татьяна Викторовна, учитель математики.
Краткая аннотация практики:
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности — ее физическое и духовное здоровье. Практика направлена на сохранение здоровья учащихся и формирования у них культуры здорового образа жизни.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. С сентября 2017 МБОУ г.Иркутска СОШ № 67 работает по программе развития «Школа здоровья», целью которой является создание условий для развития и реализация безбарьерной и здоровьесберегающей среды ОУ, способствующей развитию социальной, познавательной и здоровье сберегающей активности ученика.
Цель проекта: Формировать у детей осознанную потребность в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач. Научить учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Задачи:
- Показать учащимся значимость знаний о здоровье;
- Прививать учащимся знания о здоровье человека, здоровом образе жизни, через решение математических задач;
- пробудить активность исследовательских и познавательных интересов
- формировать негативное отношение к пагубным привычкам для человека.
- воспитывать стремление учащихся к организации здорового образа жизни и быта, противостоящего неблагополучной социальной и природной среде.
- привить умения и навыки в области охраны своего здоровья,
- оказать содействие социальной адаптации учащихся.
Если в содержании задач по математике присутствует информация о здоровье человека, правильном питании, гигиене тела, безопасной жизни, вредных привычках и другие факты из реальной жизни, то это может оказать большое влияние на человека.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики, занятиях элективного курса,внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях по математике решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «Знание своего тела», «Гигиена тела», «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Безопасное поведение на дорогах».
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»
Авторы – разработчики практики: Плотникова Марина Валерьевна, педагог дополнительного образования; Плотников Роман Александрович, педагог дополнительного образования; Березовская Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования.
Краткая аннотация практики:
Актуальностью нашей практики является то, что данный проект отвечает современным тенденциям образования и делает свой вклад в реализацию Концепции развития дополнительного образования детей федерального проекта «Успех каждого ребенка». Главная цель проекта интеграция общего и дополнительного образования для решения основных проблем, с которым сталкивается образование, реализация принципа доступности образования, выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей, помощь в самоопределении и профессиональной ориентации обучающихся.
Проект призван доказать, что благодаря профессиональному взаимодействию и сотрудничеству с социальными партнерами различного уровня и организационной формы, благодаря взаимной поддержке и планированию объединение может самостоятельно решить проблемы, повысить качество образования и выполнять задачи, поставленные концепцией развития дополнительного образования, связанные с созданием условий для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно наследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом обучающемся потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии, для формирования широкого взгляда на мир.
Сетевое взаимодействие и сотрудничество предполагает собой заключение договоров с общеобразовательными организациями, организациями дошкольного образования, социальными партнерами для решения совместных задач, а также реализацию подпроекта «Английский с мамой», нацеленного на включение родителей в процесс обучения, что не только помогает обучающимся в рамках проекта детям достичь высокие результаты, но и реализовать принцип непрерывности образования для их родителей (законных представителей), так как процесс межкультурной коммуникации отвечает современным потребностями личности и общества, а глубокие знания иностранного языка — необходимость прогресса науки, техники и мира в целом.
Программы Клуба, реализуемые на базах образовательных учреждений: «Полиглотик» и «Столикая Англия» направлены не только на обучение иноязычному общению, межкультурной коммуникации и углублению школьных дисциплин, связанных с изучением иностранных языков, но и расширению мировоззрения учащихся, обучению проектной деятельности, участие в конкурсах с целью самореализации и достижения успехов, а также волонтерскую, общественно-значимую деятельность.
Сетевое взаимодействие и сотрудничество строится на безвозмездной основе направлено на выполнение следующих задач:
— расширить круг обучающихся;
— выявить талантливых (одаренных) детей и привлечь их к обучению по программам Клуба;
— организовать обучение с детьми, нуждающимися в особом внимании (дети с ограниченными возможностями) на территории организаций, где дети проходят обучение постоянно;
— организовать обучение для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в детских домах, школах интернатах)
— обеспечить развитие, личностное самоопределение и самореализацию детей;
— способствовать развитию мотивации семей к вовлечению детей в занятия в Клубе, сплочению детей с родителями, обеспечить родительский контроль над процессом обучения и оценку качества реализации программ и иной деятельности, а также помощь родителей в работе Клуба путем включения родителей в процесс обучения и внеурочную деятельность;
— обеспечить конкурентоспособность реализуемых Клубом дополнительных общеобразовательных программ;
— обеспечить доступность обучения по программам для семей, не имеющих возможности возить ребенка на обучения через реализацию образовательных программ Клуба на базах образовательных учреждений;
— привлечь социальных партнёров различного уровня и организационно-правовой формы для модернизации материально технической, учебно-методической базы и организации деятельности Клуба;
— привлечь специалистов Дворца творчества и социальных партнёров к проведению занятий, мастер-классов, экскурсий;
— организовать интегрированное обучение путем привлечения специалистов и педагогов различной профессиональной направленности как Дворца творчества, так и социальных партнеров;
— способствовать профессиональной ориентации учащихся и прохождению ими трудовой практики в переводческой, преподавательской области;
— привлечь учащихся Клуба к волонтерской деятельности;
— повысить результативность реализации программ дополнительного образования: «Полиглот», «Столикая Англия», «Французский язык», «Полиглотик»;
— организовать олимпиады и конкурсы по французскому и английскому языкам;
— организовать массовые мероприятия для детей, обучающихся у Сторон: внеаудиторных занятий — выездов, внеучебных мероприятий, каникулярного отдыха;
— разработать краткосрочные программы языковых международных смен, реализуемых в стационарных лагерях;
— разработать сайт Клуба;
— внедрить дистанционное обучение по программам Клуба;
— способствовать интеграции дополнительного и общего образования путем создания образовательных программ по запросу и контролю общих образовательных учреждений.
Инновацией проекта является включение в состав учащихся Клуба детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в детских домах, школах интернатах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города Усолье-Сибирское
Авторы-разработчики практики: Ефремкина Наталья Александровна, директор; Дружинина Анна Александровна, заместитель директора; Кудрявцева Надежда Николаевна, заместитель директора.
Краткая аннотация практики:
Существование общества без нравственных и патриотических примеров и идеалов приводит к потере духовных ценностей населения, снижает воспитательное воздействие образования как фактора формирования чувства патриотизма. Изменения в Российском образовании, реализация федеральных государственных образовательных стандартов обозначили необходимость возрождения патриотического воспитания, формирования новых компетенций у учащихся. Решение актуального вопроса реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации позволило администрации школы начать интеграцию дополнительного и общего образования. Вначале это представляло реализацию дополнительных общеразвивающих программ во внеурочной деятельности. За время реализации данной модели внеурочной деятельности возникла идея интегрировать общее и дополнительное образование через реализацию образовательных проектов, так началась разработка образовательных проектов «Большая перемена» и «Обмен с пользой», создание медиа-холдинга.
В настоящее время при многообразии теоретических подходов к формированию компетенций у учащихся недостаточно представлена интересная практическая составляющая для формирования коммуникативной, читательской и гражданско-патриотической компетенций. Описываемая практика актуальна, носит деятельностный характер для формирования у учащихся данных компетенций и направлена на организацию практической деятельности, так как через собственную деятельность ребенок лучше понимает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества. Реализуемая практика представлена двумя большими образовательными проектами «Большая перемена» и «Обмен с пользой».
Образовательный проект «Большая перемена» реализуется ежедневно на переменах и призван выявить и развивать творческие и спортивные способности учащихся, интерес к получению дополнительного образования. Чтобы у школьников не было желания бегать по всей школе, надо их заинтересовать спортивной игрой или мастер классом, попробовать себя в роли «режиссёра». Вследствие этого хорошо просматривается причина реализации данного проекта: каждая перемена должна быть проведена учащимися с пользой, способствовать их всестороннему развитию, кроме того, это способствует безопасности и развитию интереса, а также выявить индивидуальные способности учащихся в разных направлениях.
Образовательный проект «Обмен с пользой» реализуется на переменах классами согласно графику на образовательной площадке в фойе, а раз в месяц на этой площадке проходит образовательное мероприятие, организованное администрацией школы. Данный проект призван развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся за счет художественного и декоративного оформления пространства, проведения на площадке всевозможных творческих мероприятий. Проект формирует положительный образ образовательной площадки в глазах детей и расширяет их кругозор, а также обеспечивает открытый доступ к книгам детям разного социального статуса. У проекта много разноплановых, но одинаково важных задач. Одной из задач проекта является привитие ребятам с младшего школьного возраста любви к чтению как основному способу получения не только полезной информации, но и «пищи для души». Кроме того, очень важно научить детей делиться с другими и с благодарностью принимать предложенное взамен.
В образовательных проектах «Большая перемена» и «Обмен с пользой» произошла интеграция образовательных программ общего образования с дополнительными общеразвивающими программами «Медиа-холдинг», «Декоративно прикладное искусство», «Юный оформитель», «Фитнес – аэробика».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» муниципального образования города Братска.
Авторы – разработчики практики: Кускова Ирина Николаевна, директор; Фазлиева Гульнара Адисовна, начальник отдела информационно-консалтинговых и маркетинговых услуг, методист; Филиппов Алексей Ринатович, инженер, методист.
Краткая аннотация практики:
Мир стремительно меняется: на смену классно-урочной системе приходят современные образовательные технологии все шире в образовательной деятельности используются информационно-коммуникационные технологии и современные технические средства (гаджеты)
В свете современных тенденций в развитии образования, реализации направлений модернизации образования очевидно, что развитие системы образования в значительной степени зависит от мастерства педагогов в целом. В соответствии с этим меняется содержание работы методической службы, которое, в первую очередь, направлено на повышение информационных и профессиональных компетенций.
На территории города Братска методическое сопровождение деятельности 107 образовательных организаций (дошкольные 61, общеобразовательные 40 и организации дополнительного образования – 6) и повышение квалификации педагогических работников осуществляет Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» муниципального образования города Братска, Это некоммерческая организация, создано на основании постановления администрации муниципального образования города Братска от 26.07.2011 №1564.
В рамках своей деятельности МАУ ДПО «Центр развития образования» оказывает методическое сопровождение реализации национального проекта «Образования» в образовательных организациях города через реализацию муниципальных проектов. Проекты «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего» содержат важные элементы по созданию и развитию современной цифровой образовательной среды, по повышению профессиональных компетенций педагогов, по использованию современных образовательных технологий. В соответствии с этим у педагогических работников города Братска формируется запрос на изучение технологий, которые включают в себя и современную образовательную среду, и содержание учебного предмета, и традиционные для педагогов технологии. Объединить это все позволяет технология смешанного обучения.
Смешанное обучение – технология организации образовательной деятельности, в основе которой лежит объединение технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного и дистанционного обучения. В основе данной технологии лежат новые дидактические возможности с использованием ИКТ и другими современными средствами обучения. Она призвана помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. Смешанное обучение создает новую среду, в которой мастерство педагогов эффективно объединяется с информационными технологиями и потребностями современного образования.
В ответ на запрос педагогов города Братска, с целью удовлетворения требований государственной политики, для восполнения дефицитов в области развития профессиональных компетенций педагогов специалистами МАУ ДПО «Центр развития образования» была разработана программа дополнительного профессионального образования/повышения квалификации «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования». Направленность программы на уровень образования, вид профессиональной деятельности — Программа дополнительного профессионального образования/программа повышения квалификации. В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
слушатель должен знать:
— основные принципы и понятия современной технологии смешанного обучения в школе;
— модели смешанного обучения;
— способы работы с обучающимися при переходе к смешанному обучению;
— принципы выбора устройств современного программного обеспечения для реализации смешанного обучения.
слушатель должен уметь:
— развивать у обучающихся способность взять на себя ответственность за результаты собственного обучения;
— создавать цифровую среду для обучения в зависимости от методических целей;
слушатель должен приобрести навыки:
— создания и проведения урока с использованием технологии смешанного обучения;
— проектирования образовательной среды для смешанного обучения;
слушатель должен приобрести компетенции:
— информационную;
— коммуникативную;
— методическую.
Целью реализации программы является совершенствование у педагогов профессиональных компетенций по использованию в образовательной деятельности технологии смешанного обучения.
Каждый из разделов включают в себя теоретические и практические аспекты внедрения смешанного обучения в образовательной организации.
При изучении первого раздела педагогам предлагается познакомиться с основами смешанного обучения, его основными моделями, с особенностями образовательной среды и др. Важно, что педагог получит возможность научиться подобрать модель смешанного обучения к учебному содержанию, грамотно подойти к выбору интерактивных сервисов и контролирующих элементов, которые будут актуальны для выбранного содержания.
Второй раздел «Инструменты и сервисы, обеспечивающие реализацию смешанного обучения» автоматически является логическим продолжением или самостоятельной программой и посвящен образовательным интерактивным ресурсам, сервисам, платформам, с помощью которых возможно обеспечение реализации данной технологии. В ходе изучения педагоги научаться работать не только с содержательными ресурсами (Учи.ру, РЭШ, МЭО и др.), но с такими сервисами как интерактивные рабочие листы Wizer, образовательные, интерактивные игры, на примере Kahoot, образовательная платформа «Learnis». Особое место в содержании данного раздела отводится применению изученных сервисов в образовательной деятельности.
Важной составляющей программы является возможность реализации сетевой формы обучения. Под сетевой формой понимается организация обучения с использованием ресурсов сетевых партнеров. Для обеспечения данной формы обучения нами предлагается для изучения ряд ресурсов, с помощью которых возможно качественно реализовать данный запрос. Поэтому был разработан раздел №3 программы «Сервисы, реализующие сетевую форму обучения». К изучению слушателям предлагаются виртуальные комнаты, облачные сервисы, видео хостинги. С помощью каждого из них слушатели получат возможность принять участие в виртуальных встречах с представителями ведущих издательств РФ, авторами УМК, представителями различных онлайн платформ (Учи.ру, АНО «Центр развития молодежи», г. Екатеринбург) руководителями и специалистами муниципальных методических служб г. Томска, Кемерово, Челябинска, учителями-практиками, успешно реализующими данную технологию. Все онлайн встречи организованы в рамках сетевого партнерства.
Аттестация слушателей по программе «Смешанное обучение как технология индивидуализации общего образования» является обязательной и осуществляется после освоения каждого раздела и программы в целом. В случае, если слушатель выбрал для изучения полный курс 144 часа, то к итоговой аттестации по итогам курса допускаются лица, завершившие курс обучения и имеющие зачет по всем разделам. В случае, если педагогом выбран для изучения один или два раздела (36, 72, 108 часов), то к итоговой аттестации допускаются лица, завершившие курс обучения и имеющие зачет по всем модулям.
Оценка качества освоения каждого раздела программы состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя автоматически проверяемый тест. Тест состоит из вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответов, вопросов на соответствие. Для прохождения итогового теста доступна одна попытка. Практическая часть состоит в написании эссе, в котором необходимо высказать свою точку зрения в вопросе перехода на технологию смешанного обучения; разработки мини- проекта «Среда школы в смешанном обучении»; решении кейсов по организации образовательной деятельности. Итоговым продуктом в рамках итоговой аттестации по результатам реализации программы – это разработка серии учебных занятий в технологии смешанного обучения.
Элементом обратной связи о качестве программы повышения квалификации является анкетирования, позволяющая слушателям оценивать организацию и качество учебного процесса, высказывать собственное мнение и предложения об организации образовательной деятельности.
При разработке и реализации дополнительной профессиональной программы использован модульно-компетентностный подход. Именно он обеспечивает практико-ориентированную подготовку, необходимую для совершенствования профессиональных компетенций педагогов, что соответствует критериям Профессионального Стандарта «Педагог».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр обеспечения развития образования» муниципального образования Ангарский городской округ.
Авторы-разработчики практики: Головина ЕленаСерикбаевна, методист.
Краткая аннотация практики:
Отличительной особенностью ДПП «Дополнительная профессиональная программа «Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО» является реализация компетентностного подхода, который позволяет формировать новые и имеющиеся у педагога компетентности, позволяющие решать ряд профессиональных задач. Программа позволит помочь реализовать педагогическим работникам групп компенсирующей направленности организовывать образовательный процесс в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ, внедрять альтернативные формы помощи своим воспитанникам, проводить активный поиск инновационных подходов к разработке педагогических технологий, осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Использование различных форм изучения материала позволяет повысить заинтересованность слушателя и перейти от пассивного объекта к активному субъекту образовательного процесса. Вариативность содержания ДПП позволяет в ходе практических занятий и самостоятельной работы выбирать разный уровень заданий и учебно-методического обеспечения, тем самым способствуя гибкости образовательного процесса. После освоения ДПП у слушателя появляется возможность использования разработанных во время образовательного процесса. Содержание программы разработано с ориентацией на деятельностный подход, что позволяет слушателям освоить современные образовательные технологии для решения конктреных образовательных задач.
Учебный план ДПП составляет 6 основных учебных разделов:
- Формирование познавательного интереса у детей с ЗПР.
- Развитие произносительной стороны речи у детей с ОВЗ через диалог и монолог.
- Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных количественных представлений.
- Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения.
- Социализация воспитанников с ОВЗ через формирование практически-ориентированных навыков.
- Коррекция мыслительной деятельности детей с ЗПР средствами художественной литературы.
Освоение ДПП завершается итоговой аттестации в форме защиты реферата.
При освоении содержания ДПП используются образовательные технологии, предусматривающие различные методы и формы освоения материала. Программой предусмотрены проблемно-поисковые, информационные, диалоговые лекции. Практические занятия помогают методов анализа ситуаций в контексте профессиональной деятельности решению конкретных профессиональных задач педагогических кадров. В ходе освоения программы слушателями нарабатываются материалы, которые могут быть использованы в их практической работе. Внеаудиторная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением. Самостоятельная работа слушателей повышает эффективность закрепления пройденного материала, развивает регулятивные и рефлексивные навыки педагогов в процессе моделирования своей деятельности, являющимися обязательными компонентами осваиваемых компетнеций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа» муниципального образования Ангарский городской округ
Авторы – разработчики практики: Лобанов Алексей Александрович, заместитель директора, учитель информатики, методист; Лобанова Татьяна Юрьевна, учитель информатики.
Краткая аннотация практики:
Совершенствование педагогического инструментария для методического обеспечения образовательного процесса в целях минимизации профессиональных затруднений педагогов при конструировании учебных заданий. Актуализация профессиональных знаний учителей о ценностно смысловой направленности образовательного процесса как концептуальной идеи федеральных стандартов. Качественное изменение профессиональных компетенций учителей по образовательным и предметным областям основного и среднего общего образования.
Ключевые элементы содержания:
— «Хорошее» учебное задание
— Ценностно-смысловые установки
— Самоорганизация и саморегуляция
— Сотрудничество
— Коммуникации
— Разрешение проблемных ситуаций
— Перенос интеграция знаний
— Деятельностный подход с применением ИКТ
— Личностный смысл учения и рефлексия
— Этапы мониторинга метапредметных УУД
— Методика проведения диагностических заданий
— Процедура проведения мониторинга
— Способы обработки и представления результатов
— Анализ данных мониторинга
Форма итоговой аттестации — Проектная работа «Разработка диагностической работы по проверке сформированности УУД»(диагностическая работа + электронная карта оценки результатов).
Организационно-педагогические условия программы. В методических рекомендациях
описаны организационно – педагогические условия для реализации модуля, а именно:
— технические – наличие программы приложения «Диагностическая карта сформированности УУД»;
— аппаратные – не мене 1 персонального компьютера;
— организационно – педагогические — наличие рабочих тетрадей «Оценки сформированности УУД по информатике» у каждого учащегося;
— нормативных: этапы проведения мониторинга метапредметных УУД, методика проведения диагностики, процедура проведения диагностики, способы обработки результатов и анализа данных.
Инновационность программы заключается в том, что разработанную систему заданий для мониторинга УУД может применить любой учитель информатики, который ведёт преподавание на уровне основного общего образования по любому учебно-методическому комплекту. Апробированный расчёт времени на выполнение каждого вида задания, позволяет учителю планировать учебную деятельность с Появится действенный инструмент мониторинга – сборник специальных диагностических работ, в рамках основной образовательной программы основного общего образования по информатике. Появится преемственность и единообразие в процедурах оценки качества результатов основного общего образования. Наличие «под рукой» подобранных заданий и системы диагностики и обработки позволит учителю системно из урока в урок прорабатывать с учащимися аналогичные задания и на конечном этапе проводить мониторинг.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №22 г. Черемхово» муниципального образования города Черемхово
Авторы – разработчики практики: Биснек Наталья Юрьевна, директор; Бузина Наталья Олеговна, заместитель директора; Попова Алёна Сергеевна, заместитель директора.
Краткая аннотация практики:
Программа данного модуля реализуется в рамках городского сетевого университета г. Черемхово. Освоение модуля подразумевает очную форму обучения, во вторую половину рабочего дня. В результате освоения модуля стажеры будут:
иметь представление:
— о содержании и соотношении понятий «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационный иммунитет», «информационная безопасность» учащихся;
— о содержании основных этапов работы с информацией (формулирование информационного запроса, поиск информации, обработка информации, хранение информации).
знать:
— содержание требований ФГОС к метапредметным образовательным результатам, включающим такие компоненты как «информационная грамотность» и «коммуникативная компетентность» в аспекте использования средств ИКТ для коммуникации и социального взаимодействия,
— основные показатели и критерии диагностики сформированности информационной компетентности младших школьников, владеть умениями:
— оценки достоверности, качества и безопасности информации на основе алгоритма, — организации работы учащихся с разными источниками информации на предметном материале.
— проводить диагностику сформированности информационной компетентности школьников. Освоение модуля будет способствовать развитию таких трудовых действий, закрепленных в профессиональном стандарте педагога, как:
— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями. В структуре общепедагогической компетентности учителя, отражено требование к умению самого педагога оценить качество образовательных и информационных ресурсов в целом, используемых им в образовательной деятельности.
Содержательная характеристика модуля:
- Информационная компетентность учащихся в требованиях к метапредметным образовательным результатам, определенным ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Работа с информацией: основные этапы и необходимые умения. Оценка качества и безопасности информационного ресурса как необходимый компонент информационно-коммуникационной компетентности педагога.
- Стратегии формирования и оценки информационной грамотности учащихся.
В основу реализации модуля положены основные принципы андрагогики, которые определили выбор специфики видов форм работы в рамках образовательного модуля:
- Принцип приоритетности самостоятельности обучения (взрослый человек всегда обучающийся, а не обучаемый).
- Принцип связи содержания обучения с личными и производственными потребностями (выбор образовательной навигации стажёрами на основе кризиса компетентности педагогического работника).
- Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью стажёра.
- Принцип развития обучающегося (стажёра) и обучаемого (тьютора).
- Принцип рефлексивности.
При реализации программы используются технологии группового обучения взрослых, основанных на принципах научного, практико-ориентированного, системно-деятельностного подходов. Освоение содержания модуля предусматривает: ситуации непосредственного коллегиального и коммуникационного взаимодействия, педагогического сотрудничества, обобщения и обмена педагогического опыта, наставнического сопровождения тьюторов. Реализация программы требует постоянной обратной связи, промежуточных результатов работы слушателей через разнообразные формы работы.
Реализация ФГОС всех уровней образования, концепции развития и преподавания предметных областей, требуют от образовательной организации, активного включения в процессы цифровизации образования; развития информационно – образовательной среды образовательного учреждения. Одним из ключевых принципов создания такой среды является безопасная ИОС в образовательной организации. Важной фигурой любой ИОС является педагог и его профессиональная деятельность по созданию безопасной ИОС для организации образовательной деятельности с обучающимися. Учителю важно владеть инструментами, которые помогут сформировать у обучающихся информационный иммунитет при работе в современной ИОС. Решить эту задачу педагогам г. Черемхово помогает данный модуль.
Данный модуль кратковременный, имеет практическую значимость для педагога, т.к. позволяет сразу использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Учебные продукты, выполненные стажёрами в рамках освоения данного модуля:
— интеллект – карта по информационной безопасности;
— алгоритмы, составленные в ходе выполнения практических работ, по: оценке достоверности информации; анализу медиа-текстов; конструированию задания, направленного на формирование информационного иммунитета; оценке сформированности информационной компетентности учащихся, могут быть использованы при реализации трудовых функций на рабочем месте (корректировка рабочих программ, реализация программ формирования и развития УУД при получении начального, основного уровня образования, реализация программ внеурочной деятельности по информационной безопасности и т.п.).
Реализация данного модуля предполагает наличие инструмента обратной связи и рефлексии освоенного материала. Данный инструмент («Дневник стажёра») позволяет откорректировать содержание следующего дня, расставить акценты в пройденном материале. В образовательной навигации данного модуля заложена вариативность содержания при изучении темы «Стратегии формирования и оценки информационной грамотности учащихся» (для учителей начальной и основной школы). Формы и приёмы работы при освоении модуля можно перенести на образовательную деятельность с детьми. Программа данного модуля не требует значительных материально – технических условий. Для реализации модуля достаточно одной учебной аудитории, выход в Интернет, ноутбуки. В приложении №2 представлена программа образовательного модуля «Формирование информационного иммунитета учащихся как ресурс достижения метапредметных результатов освоения ООП».