Институт развития образования Иркутской области

Результаты проведения V Межведомственной региональной научно-практической конференции «Доступность образовательных услуг для детей-инвалидов в Иркутской области»

05 Апр 2021
 
15:24
 

Благодаря планомерной работе органов управления образованием по обеспечению доступности общего и дополнительного образования на сегодняшний день в Иркутской области отсутствует такая группа детей, как «необучаемые». Большинство образовательных организаций нашего региона являются инклюзивными, где совместно обучаются здоровые дети и дети с особыми образовательными потребностями, в том числе дети-инвалиды.

Осуществление образовательного процесса обучающихся с инвалидностью требует от каждого работника образовательной организации должного уровня теоретической и практической готовности, а также привлечения к осуществлению образовательного процесса специалистов разного профиля. Поэтому 30 марта 2021 года кафедрой инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО была организована работа V Межведомственной региональной научно-практической конференции «Доступность образовательных услуг для детей-инвалидов в Иркутской области», ставшей для нашего региона традиционной.

Участие в конференции приняли 293 человека из 38 муниципальных образований Иркутской области, а также из Белгородской области. В состав участников вошли представители министерства образования Иркутской области и органов управления образованием; административные и педагогические работники образовательных организаций; представители родительской общественности и некоммерческих организаций; работники Главного бюро МСЭ и регионального фонда социального страхования, организаций здравоохранения и социального обслуживания; студенты, магистранты и преподаватели Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ»; специалисты центральной психолого-медико-педагогической комиссии и Центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Конференция проводилась с целью представления и общественного обсуждения эффективных практик воспитания, обучения, социализации и оздоровления детей-инвалидов, в т. ч. из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в рамках межведомственного взаимодействия региональных организаций.

Работа конференции велась по следующим секциям:

1 секция: «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в рамках межведомственного взаимодействия».

2 секция: «Организациядополнительного образования детей-инвалидов».

3 секция: «Региональная система ранней помощи. Дошкольное образование воспитанников с ОВЗ и (или) инвалидностью».

4 секция: «Проблемы и ресурсы межведомственного взаимодействия в создании и реализации системы подготовки детей-инвалидов из числа сирот и оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни».

5 секция: «Обеспечение готовности педагогов к осуществлению образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями».

К обсуждению было представлено 55 докладов, раскрывающих различные аспекты межведомственного взаимодействия специалистов системы образования, здравоохранения, спорта и культуры в части реализации адаптированных образовательных программ.

Неподдельный интерес у участников конференции вызвали выступления Л. В. Беспрозванных, руководителя VI экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по Иркутской области» Минтруда России, посвященного аспектам современной медико-социальной экспертизы и актуальным вопросам межведомственного взаимодействия; Т. Г. Ярощук, учителя-дефектолога ГАУ ЦППМиСП г. Иркутска «Внедрение технологий раннего вмешательства в систему образования Иркутской области»; Е. С. Михеевой, учителя ресурсного класса МОУ ИРМО «СОШ пос. Молодежный», члена правления АНО «АПЦ РАСсвет», и А. С. Персидской, зам. директора по учебной работе МОУ ИРМО «СОШ пос. Молодежный», по теме «Дети с аутизмом в системе образования. Практический опыт работы первого класса для детей с РАС в Иркутской области на базе МОУ «СОШ пос. Молодежный»; М. А. Сарапуловой, канд. психол. наук, доцента кафедры ТиПСОиВ Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ» г. Иркутска, «Личностная готовность педагогов массовой школы к работе с детьми с ОВЗ»; Е. В. Крестиной, главного специалиста отдела образования МКУ «Комитет по социальной политике и культуре» г. Слюдянка, и Н. В. Золотовой, руководителя центра образования «Точка роста», руководителя филиала Восточно-Сибирского отделения МОД «Родительская забота», поделившихся опытом работы по организации помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, через работу общественных организаций; Н. В. Бутаковой, заведующего МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида № 6 “Аленький цветочек”», по теме « Организация работы консультативного пункта по оказанию помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ и (или) ребенка-инвалида»; педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 110» г. Братска «Служба ранней помощи – сопровождение семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии»; О. М. Дамм, учителя-тифлопедагога МАОУ «СОШ № 7 им. Л. П. Пичуева» г. Усть-Илимска, «Обучение и социализация ребенка дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения на основе специальных тифлопедагогических подходов»; Н. Г. Петроченко, учителя-дефектолога, и Л. А. Соловьевой, муз. руководителя МБДОУ «Детский сад № 162» г. Иркутска, по теме «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ по слуху в процессе реализации проекта “Наш друг Ушарик”»; И. Л. Елизарьевой, инструктора по физической культуре МКОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (Центр «Доверие») Нижнеудинского района, представившей механизм взаимодействия Центра «Доверие» с учреждениями культуры и спорта с целью сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов; Н. В. Федосеенко, учителя-дефектолога МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» Иркутского района, по теме « Организация дополнительного образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью на базе образовательного учреждения в рамках проекта танцевально-театральной студии “Шаг вперед”»; Н. В. Лазаренко, педагога доп. образования МБУ ДО ЦДО УКМО, по теме «Развитие музыкальных способностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов посредством обучения игре на ударно-шумовых инструментах»; Е. В. Нагольновой, педагога доп. образования ОГБПОУСО «Иркутский реабилитационный техникум», по теме «Организация реабилитационной работы с детьми-инвалидами в реабилитационной творческой мастерской “Гончарное дело”».

В резолюции конференции участники отметили актуальность и практическую значимость представленных материалов, необходимость их дальнейшего обобщения и распространения среди педагогов, работающих с детьми-инвалидами в системе общего и дополнительного образования, в т. ч. посредством опубликования статей в журнале «Педагогический ИМИДЖ».

Ознакомиться с материалами пленарного заседания конференции можно посредством ссылки.

С более подробным материалом по работе всех секций конференции можно ознакомиться на кафедре инклюзивного образования.

Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц в рамках проведения в 2022 году VI Межведомственной региональной научно-практической конференции «Доступность образовательных услуг для детей-инвалидов в Иркутской области».

Дополнительную информацию можно получить у специалистов кафедры инклюзивного образования по тел.: 8 (3952) 500-904 (доб. 215).