Завершена работа региональной дискуссионной площадки «Стратегия развития образовательных систем школ и муниципальных образований в условиях изменений: интерпретация и применение результатов исследований»

27 ноября 2020 года была проведена региональная дискуссионная площадка «Стратегия развития образовательных систем школ и муниципальных образований в условиях изменений: интерпретация и применение результатов исследований». Дискуссионная площадка была организована Институтом развития образования Иркутской области по результатам федеральных и региональных мониторингов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы по мероприятию «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».

Работа дискуссионной площадки была организована по следующим направлениям:

— БЛОК ПЕРВЫЙ – ИНТЕРПРЕТАЦИОННО-ПРОБЛЕМНЫЙ

«Интерпретация и применение исследований для повышения качества образования: вызовы и векторы развития/вызовы и определение задач».

— БЛОК ВТОРОЙ – ДИСКУССИОННЫЙ

«Повышение качества образования как условие вхождения в эффективный режим развития в школах с низкими результатами обучения и школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях».

— БЛОК ТРЕТИЙ – ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ

«Определение векторов развития образовательных систем школ и муниципальных образований в условиях изменений: ответ на вызовы и определение стратегических задач».

— БЛОК ЧЕТВЕРТЫЙ – КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ.

В рамках Дискуссионного блока была организована работа параллельных онлайн-дискуссий:

Дискуссионная площадка 1 «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе». На первой площадке рассмотрены следующие вопросы: «Дистанционные образовательные технологии как неотъемлемая часть современного образования», «Повышение мотивации к обучению, в том числе с помощью интернет-сервисов».

После обсуждения проблем организации цифровой образовательной среды, дистанционного обучения участники площадки пришли к следующему решению: инициировать организацию и сопровождение Сетевой лаборатории силами сотрудников центра цифровой трансформации образования (Быков А. С.) совместно с образовательными организациями Иркутской области, заинтересованными данным направлением. Сетевой лаборатории это необходимо для аккумуляции имеющихся ресурсов региона, сбора и транслирования успешных практик с целью повышения качества образования.

Дискуссионная площадка  2 «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» объединила 67 педагогических работников, занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения детей группы риска, повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах образования детей и подростков. В рамках работы Площадки педагогами были представлены формы и методы психолого-педагогической поддержки обучающихся с низким уровнем мотивации к учебной деятельности, педагогические практики профилактики и психолого-педагогической коррекции при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Участниками Площадки был определен круг психолого-педагогических проблем, в частности реализация технологий сопровождения детей «групп риска», создание безопасного пространства и референтной значимой группы для обучающихся. Решение данных вопросов участники увидели в организации деятельности педагогов по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательного процесса школ с НРО и с НСУ в рамках организации лаборатории. Лаборатория будет организована на базе ГАУ ДПО ИРО при кафедре педагогики и психологии (Стародубцева Г. А.).

На дискуссионной площадке 3 «Управление качеством образования в образовательной организации» рассматривались вопросы обучения самоанализу разных видов образовательной деятельности, повышения уровня предметных знаний и умений обучающихся. Был представлен опыт работы школы по формированию умений учиться у обучающихся, организации работы с одаренными детьми, по применению инструментов оценивания. При определении проблем, касающихся оценки качества образования, принято решение о создании банка успешных практик реализации оценочных процедур, а также организации работы профессионально-педагогического сообщества по разработке критериев оценивания по предметам в рамках деятельности сетевого сообщества педагогов «Современные технологии преподавания». Еще одним из предложений участников площадки было повышение квалификации разных категорий педагогов, в первую очередь управленческих команд по вопросам организации оценочных процедур в школе.

Дискуссионная площадка 4 «Организация образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями в обучении: проблемы и дефициты, эффективные практики» собрала более 70 практиков, занимающихся вопросами организации работы с детьми с ОВЗ.

В ходе работы дискуссионной площадки прошло обсуждение шести вопросов:

  1. «Особые образовательные потребности школьников: что это такое?»
  2. «Походы к выявлению особых образовательных потребностей у учащихся общеобразовательных организаций. Деятельность школьных психолого-педагогических консилиумов».
  3. «Подходы к организации образовательного процесса одарённых обучающихся».
  4. «Подходы к организации образовательного процесса учащихся с ОВЗ».
  5. «Подходы к организации индивидуального обучения на дому обучающихся с ОВЗ».
  6. «Взаимодействие школы и семьи в построении образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями».

В ходе обсуждения представленных практик было установлено, что особые образовательные потребности присущи разным обучающимся, в т. ч. одаренным детям, мигрантам, детям-сиротам и др. Самой распространённой группой обучающихся с особыми образовательными потребностями в Иркутской области являются обучающиеся с ОВЗ, из которых преобладающее большинство (свыше 60 %) составляют обучающиеся с разными формами умственной отсталости. Для организации образовательного процесса этой группы детей необходимо создавать специальные классы, разрабатывать и реализовывать в рамках урочной и внеурочной деятельности соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы, использовать специальные методики обучения, проводить работу по профессиональному самоопределению.

Основной проблемой в получении качественного доступного образования обучающимися с ОВЗ является недостаточное кадровое обеспечение образовательного процесса в школе. Участниками дискуссионной площадки были сформулированы следующие предложения:

— составление штатных расписаний в соответствии с требованиями «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (до 31.12.2020 г.) и «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного Приказом министерства Просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 (с 01.01.2021 г.);

— работу школьного психолого-педагогического консилиума в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении Примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

— осуществление методической работы с педагогами, реализующими АООП, исходя из имеющихся затруднений и дефицитов.

— финансирование штатных расписаний общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 (до 31.12.2020 г.) и «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 № 442 (с 01.01.2021 г.);

введение в программу «Земский учитель» должностей учителей-логопедов и учителей-дефектологов (олигофренопедагогов, тифлопедагогов, сурдопедагогов);

— организацию целевых наборов студентов по специальности «Специальное (дефектологическое) образование» в Педагогический институт ФГБОУ ВО ИГУ.

3. На уровне ГАУ ДПО ИРО обеспечить:

— проведение экспертизы АООП по запросу общеобразовательных организаций;

— реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным направлениям образования обучающихся с ОВЗ;

— представление и тиражирование эффективных практик школьного образования обучающихся с ОВЗ;

— индивидуальное консультирование по запросу педагогов, реализующих АООП.

Дискуссионная площадка 5 «Организация работы по устранению кадровых, ресурсных и иных дефицитов в образовательной организации» работала с управленческими командами образовательных организаций по следующим вопросам:

1. «Какими способами можно привлечь необходимые кадры?»

2. «Как можно использовать труд работника в соответствии с его способностями?»

3. «Какова роль учредителя в решении кадровых проблем в образовательных организациях? Или как помогает учредитель решить кадровые дефициты в образовательных организациях?»

4. «Необходимо ли внедрение системы стратегического управления в образовательной организации при наличии дефицита ресурсов?»

Главной проблемой управленческими командами была определена проблема кадрового дефицита в образовательной организации. Как же привлекаем кадры? Популярны четыре пути решения проблемы привлечения кадров, которые выбрали руководители учреждений – участники дискуссионной площадки. Первый заключается в том, что на работу принимается новичок, не имеющий соответствующих знаний и опыта работы в аналогичном учреждении, но обладающий важными личностными характеристиками (в дальнейшем новый сотрудник проходит обучение). Второй путь – привлечение состоявшегося специалиста, а затем «перенастраивание» его в зависимости от требований учреждения. Третий – привлечение специалиста, полностью соответствующего требованиям организации. Но чаще (особенно в сельской местности) – это привлечение молодых людей (бывших выпускников) и развитие их профессиональной компетентности.

Выступающие также отметили, что сегодня школа предпочитает не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет «от и до», а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения. Это активный коммуникатор, обладающий целым набором ключевых компетенций, педагог, который будет непосредственно участвовать в деятельности учреждения и приносить немалый доход в его бюджет. Кроме того, современному педагогу необходимо знание информационных технологий. И, конечно, нужна система мотивации и грамотное использование способностей каждого руководителя и педагога.

Участвует ли учредитель в решении проблемы дефицита ресурсов? – Да.

Согласно 273-ФЗ «Закону об образовании в РФ» учредитель отвечает за создание условий организациям для реализации образовательной деятельности. Поэтому учредитель, конечно же, заинтересован в развитии организации и устранении дефицита ресурсов. Из выступлений мы поняли, что учредитель – основной помощник в устранении ресурсных дефицитов организации.

Выступающие отметили, что нужно заниматься стратегическим управлением, и особенно при ресурсном дефиците. Это, скорее, определяется философией первого руководителя организации, стратегическим менеджментом. К тому же нужно иметь верный стратегический план (грамотный и обоснованный).

Участниками площадки были предложены следующие управленческие решения:

1. Разработать и внедрить систему управления профессиональными компетенциями руководителей.

2. Определить проблемные компетенции руководителей и провести обучение руководителей по развитию проблемных компетенций.

Предложенные управленческие решения будут реализованы сотрудниками лаборатории развития управленческих компетенций ГАУ ДПО ИРО (Домбровская М. А.).

Таким образом дискуссионная площадка определила векторы развития реализации региональных проектов и распространения их результатов по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

С материалами дискуссионной площадки можно познакомиться здесь.

С видеозаписью дискуссионной площадки можно ознакомиться по ссылкам:

Блок 1. «Интерпретация и применение исследований для повышения качества образования: вызовы и векторы развития/вызовы и определение задач» https://iro38-my.sharepoint.com/:f:/g/personal/keiu_irk-edu_ru/Eun8N9vEBDRFgeMhEhDcq9sBi1igpw8EIFfwANz13VHwug?e=gB9qOs

Блок 2. «Повышение качества образования как условие вхождения в эффективный режим развития в школах с низкими результатами обучения и школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях»

Дискуссионная площадка 1. «Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе» https://iro38 my.sharepoint.com/:f:/g/personal/keiu_irk-edu_ru/Eun8N9vEBDRFgeMhEhDcq9sBi1igpw8EIFfwANz13VHwug?e=gB9qOs

Дискуссионная площадка 2. «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» https://iro38-my.sharepoint.com/:v:/g/personal/crv_irk-edu_ru/ERj9G49RykROtlkwToMJZOYB2TjHS-ZEzECcpqlvwVpxFw?e=MWA7fa

Дискуссионная площадка 3. «Управление качеством образования в образовательной организации» https://iro38-my.sharepoint.com/:f:/g/personal/keiu_irk-edu_ru/Eun8N9vEBDRFgeMhEhDcq9sBi1igpw8EIFfwANz13VHwug?e=gB9qOs

Дискуссионная площадка 4. «Организация образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями в обучении: проблемы и дефициты, эффективные практики» https://iro38-my.sharepoint.com/:v:/g/personal/crv_irk-edu_ru/EdMwatBn4SpHhLlEwm9j_A8Bpxt70kRDQsPkMI_pikdwag?e=oBsN4x

Дискуссионная площадка 5. «Организация работы по устранению кадровых, ресурсных и иных дефицитов в образовательной организации» Просмотреть «5 дискуссионная площадка «Стратегия развития образовательных систем школ и МО в условиях изменений: интерпретация и применение результатов исследований»» | Microsoft Stream

Блок 3. «Определение векторов развития образовательных систем школ и муниципальных образований в условиях изменений: ответ на вызовы и определение стратегических задач»

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary