Подведены итоги опроса среди родителей (законных представителей) по выявлению затруднений в области образования (обучения, воспитания и развития) детей и подростков
Сотрудниками кафедры педагогики и психологии Института развития образования Иркутской области подведены итоги опроса среди родителей (законных представителей) по выявлению актуальных вопросов и затруднений в области образования (обучения, воспитания и развития) детей и подростков.
В опросе приняло участие 10 789 родителей (законных представителей). Из представленного перечня участники отметили те вопросы, на которые хотели бы получить ответы, а также вписали свои варианты вопросов.
Согласно полученным данным, более половины родителей детей дошкольного возраста интересуются следующими вопросами:
- «По каким признакам можно определить готовность ребенка к школе?» (51,7 %);
- «Какие возрастные, социально-психологические характеристики должны быть сформированы у ребенка на этапе выпуска из детского сада?» (48 %);
- «Нужны ли ребенку школы раннего развития?» (35,7 %).
Трудными вопросами для родителей являются «Как говорить ребенку “нет”?» (43,5 %) и «В каких случаях нужно говорить ребенку “нет”?» (40,7 %).
Множество вопросов родителей связано с познавательной сферой ребенка и ее развитием:
- «Как привить ребенку любовь к книгам?» (43,4 %);
- «Как организовать развивающую среду для ребенка дошкольного возраста дома?» (37,2 %);
- «Как развивать у ребенка мелкую моторику?» (21,6 %);
- «Какое значение имеет игра для развития личности ребенка дошкольного возраста?» (16,8 %).
Также взрослые обеспокоены вопросом о том, к чему приводит бесконтрольное использование ребенком дошкольного возраста гаджетов (28,9 %).
Участники указывали на определенные проблемы воспитания детей (страхи, гиперактивность), вопросы по организации работы детского сада, о необходимости работы с логопедом. Некоторые вопросы родителей были связаны с испытываемыми ими трудностями по взаимодействию с воспитателями детского сада. В частности, участники опроса указывали на проблему установления продуктивной коммуникации с сотрудниками детского сада, а также приводили случаи жестокого обращения воспитателей с детьми.
Родители детей подросткового возраста обеспокоены тем, как сформировать у ребенка высокую учебную мотивацию (54,4 %) и как объяснить ребенку значимость учебы (34,6 %). Множество вопросов родителей были связаны с темой выбора будущей профессии (52,5 %). Одним из самых востребованных вопросов стал «Подростковый кризис. Что делать родителю?» (37,6 %).
Часто трудной для родителей детей школьного и подросткового возраста является тема зависимости от гаджетов и интернета: «Как определить, что у ребенка интернет-зависимость (онлайн-игры, социальные сети)?» (35,3 %), «К чему приводит бесконтрольное использование ребенком младшего школьного и подросткового возраста гаджетов (телефон, планшет, видеоигры и т. д.)?» (31,3 %).
Также распространенными стали следующие вопросы: «Мой ребенок пишет очень неразборчиво. Что делать? Как ему помочь?» (29,7 %); «Мой ребенок часто спорит со мной. Как вести себя в такой ситуации?» (26,5 %); «Стресс перед экзаменом – преувеличение или серьезная проблема для подростка?» (24,1 %).
Среди собственных вариантов участники задавали вопросы, касающиеся дистанционного образования, необходимости нанимать репетиторов для успешной сдачи экзаменов и трудностей подростков в установлении контакта с одноклассниками. Были заданы вопросы о возможности возвращения советской системы образования, которая, по мнению родителей, помогала решать основные проблемы обучения школьников. Отдельной темой в ответах родителей стало взаимодействие с учителями. Так, некоторые родители указывали на проблему буллинга со стороны педагогов, нетерпимости к ученикам и намеренного занижения оценок.
На основании полученных ответов сотрудники кафедры педагогики и психологии приступают к созданию электронного сборника практических рекомендаций «Образование ребенка. Ответы на вопросы родителей», в котором родители (законные представители) детей от дошкольного до подросткового возраста смогут найти полезные рекомендации и ответы на вопросы, чаще всего возникающие в области обучения, воспитания и развития детей.