Подведены итоги опроса на выявление актуальных запросов педагогов-психологов ОО по повышению профессиональной компетентности в области ранней профориентации обучающихся

С 4 по 18 апреля 2022 г. сотрудники кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО провели опрос с целью выявить актуальные запросы педагогов-психологов ОО по повышению профессиональной компетентности в области ранней профориентации обучающихся. Опрос проводился в рамках научно-методического сопровождения образовательных организаций.

Педагогам-психологам образовательных организаций Иркутской области было предложено ответить на вопросы об основных трудностях, возникающих при разработке и реализации мероприятий (программы) ранней профориентации, о профессиональных дефицитах в проектировании и реализации программ ранней профориентации дошкольников или младших школьников, об актуальных образовательных потребностях (в области осуществления ранней профориентации обучающихся). Также предлагалось ответить на вопросы, выявляющие необходимость информационно-методической помощи/поддержки и ее направление.

В опросе приняли участие 255 педагогических работников дошкольных общеобразовательных и общеобразовательных организаций Иркутской области.

Проанализировав результаты опроса, сотрудники кафедры педагогики и психологии представили следующие выводы:

  1. Профориентационная работа в образовательной организации преимущественно проводится с обучающимися 8–9, 10–11 и 5–7 классов.

2.      Информирование родителей (законных представителей) о результатах профориентационных мероприятий проводится в 57 % случаев.

3.      Основные трудности, возникающие у педагогов при осуществлении ранней профориентации – отсутствие заинтересованности родителей, дефицит методик изучения интереса детей младшего школьного возраста к различным профессиям, ознакомление детей с современными региональным и муниципальным рынками труда, отражение региональных особенностей производственной сферы Иркутской области в программе ранней профориентации, отсутствие готовых программ ранней профориентации детей младшего школьного возраста.

Также респонденты отметили недостаток времени и кадрового обеспечения; отсутствие мотивации детей, родителей и администрации школы к участию в профориентационных мероприятиях; недостаток методических рекомендаций по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром профессий; недостаток психодиагностических методик и неактуальность имеющегося диагностического инструментария в современных реалиях; отсутствие методических разработок по профориентационной работе для детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие системы и общей утвержденной министерством образования программы проведения мероприятий ранней профориентации; разновозрастные группы в дошкольной образовательной организации; отсутствие опыта реализации профориентационной работы.

4.      При проектировании программы ранней профориентации, по мнению педагогов, возникают следующие проблемы:

– учет в программе специфических профессиональных традиций Иркутской области и регионального рынка труда;

– отсутствие методов формирования представлений дошкольников и младших школьников о профессиональной деятельности взрослых;

– организация планомерной работы по ознакомлению детей с профессиями Иркутской области в соответствии с комплексно-тематической моделью и содержанием регионального компонента дошкольной образовательной организации;

– выбор и применение современных педагогических технологий, обеспечивающих ознакомление дошкольников и младших школьников с профессиями;

– дефицит знаний в области профориентационных игр с детьми.

В свободном поле для ответов участники опроса указали в качестве проблем отсутствие рабочих часов по проведению профориентационных мероприятий; недостаток времени на то, чтобы основательно и последовательно проводить мероприятия по программе; отсутствие мотивации детей и администрации школы к участию в профориентационных мероприятиях; отсутствие методического материала по реализации мероприятий ранней профориентации; отдаленность от города; разновозрастные группы в дошкольной образовательной организации; ранний возраст воспитанников.

Профессиональные дефициты при проектировании и реализации программ ранней профориентации дошкольников или младших школьников, по мнению педагогов, таковы:

– умение привлечь сторонние организации (представителей) в мероприятия ранней профориентации;

– вовлечение родителей (законных представителей детей) в мероприятия ранней профориентации;

– дефицит знаний о направлениях, формах, методах и приемах ранней профессиональной ориентации дошкольников и младших школьников;

– владение методами профессиональной психодиагностики дошкольников и младших школьников;

– дефицит знаний по возрастной психологии;

– определение потенциала дошкольников и младших школьников к освоению определенной трудовой деятельности;

– помощь выбора профессий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также респонденты выделили актуальные образовательные потребности:

– повышение профессиональной компетентности в профессиональной психодиагностике ранней профориентации обучающихся;

– повышение профессиональной компетентности в консультировании родителей (законных представителей) по проблемам ранней профориентации;

– повышение профессиональной компетентности по вопросам организации и осуществления ранней профориентации обучающихся в ДОУ и ОО;

– повышение профессиональной компетентности в области психологических особенностей дошкольного и младшего школьного возраста.

В качестве информационных ресурсов по вопросам ранней профориентации педагогические работники используют тематические интернет-порталы, учебники и методические пособия, материалы к вебинарам, круглым столам и обучающие программы ГАУ ДПО ИРО.

Определяя характер помощи специалистов ГАУ ДПО ИРО в успешной реализации программ ранней профориентации, участники опроса отметили курсовую подготовку, получение методической поддержки специалистов кафедры педагогики и психологии, развитие ресурсов сетевого сообщества педагогов-психологов, реализацию консультационной поддержки специалистов кафедры педагогики и психологии.

17 % педагогических работников готовы представить свой опыт по реализации ранней профориентации обучающихся на региональном круглом столе, проведение которого запланировано ГАУ ДПО ИРО в октябре 2022 г.

Результаты опроса будут учтены при разработке ДПП ПК «Организация профориентационной работы в образовательной организации».

С полным отчетом по выявлению актуальных запросов педагогов-психологов ОО по повышению профессиональной компетентности в области ранней профориентации обучающихся можно ознакомиться здесь.

  • Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary