Состоялся второй из серии практико-ориентированных семинаров «Полиэтническая и поликультурная Россия»

21 ноября центр развития воспитания Института развития образования Иркутской области провел семинар «Языковая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан», второй из серии практико-ориентированных семинаров «Полиэтническая и поликультурная Россия» в рамках исполнения Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Практической задачей семинара стало распространение методических материалов по языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, помощь специалистам в создании в образовательном пространстве определенных образовательных условий для изучения русского языка (языка принимающей стороны) в соответствии с их особыми образовательными потребностями в сферах психологического благополучия и языковой адаптации.

Спикер Марина Борисовна Ташлыкова, директор ИФИЯМ ИГУ, заведующий кафедрой русского языка и общего языкознания, кандидат филологических наук, доцент, ознакомила участников семинара с проблемами обучения иностранным языкам в зеркале лингвистической теории. Лекция была посвящена осмыслению тех проблем, которые возникают при усвоении неродного языка «под давлением» родного.

На семинаре был представлен краткий очерк типологической классификации языков мира; описаны основные фонетические и грамматические особенности ряда языков, являющихся родными для детей, которые изучают русский язык в Иркутской области (на фоне соотносительных явлений русского языка); охарактеризован феномен интерференции и дан анализ типичных интерференционных ошибок.

Второй доклад Марины Борисовны «Преподавание русского языка как неродного: опыт и перспективы» был посвящен наиболее значительным достижениям русистов, работающих в области преподавания русского языка как неродного и как иностранного. Были представлены онлайн-ресурсы, учебно-методические комплексы и пособия, образцы тестов и т. д., проведен анализ ресурсов, доступных на портале «Образование на русском» Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина (образцы тестов, онлайн-курсы, вебинары, онлайн-лекции, онлайн-уроки).

Спикер Ахмед Алипашевич Мамедов, декан факультета теоретической и прикладной филологии ИФИЯМ ИГУ, доцент кафедры русского языка и общего языкознания, кандидат филологических наук, выступил с докладом «Специфика методической работы, связанной с обучением русскому языку как неродному», в котором были рассмотрены принципы методики преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного; коммуникативно-деятельностный подход как ведущее направление при обучении языкам; даны общие рекомендации по адаптации заданий из учебников для начальной школы.

Итогом семинара стала работа над упражнениями для предупреждения и корректировки интерференционных ошибок; проблемными участками русской фонетической и грамматической системы; упражнениями для формирования навыка осмысленного использования лексических единиц и расширения словарного запаса; заданиями, ориентированными на формирование лингвокультурологической компетенции детей-билингвов и инофонов, а также адаптацией упражнений из школьных учебников и разработка заданий и комментариев к ним для детей-билингвов и инофонов.

Участники отметили, что подобные семинары способствуют повышению компетенций педагогических работников в создании в образовательном пространстве определенных образовательных условий для изучения русского языка (языка принимающей стороны) в соответствии с особыми образовательными потребностями в языковой адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

С предложенными на семинаре ресурсами можно ознакомиться здесь.

  • Объясняем.рф
  • Защити себя от COVID-19
  • ГИС ЖКХ
Наши партнёры
  • Издательство «Просвещение»
  • Elibrary