Состоялся научно-практический семинар «Смысложизненные ориентации педагога как фактор профессиональной успешности»
Кафедра педагогики и психологии Института развития образования Иркутской области 30 марта 2021 года провела научно-практический семинар «Смысложизненные ориентации педагога как фактор профессиональной успешности».
В семинаре приняли участие 29 специалистов образовательных организаций Шелеховского района Иркутской области.
Ведущие семинараГалина Александровна Стародубцева, канд. психол. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, и Анастасия Андреевна Киселева, старший методист кафедры педагогики и психологии, осветили проблему смысложизненных ориентаций педагога, представленную в отечественных научных исследованиях, а также их выраженность у современных педагогов.
Ведущие семинара представили результаты экспериментального изучения особенностей смысложизненных и ценностных ориентаций педагогов, проведенное на платформе: https://research.iro38.ru/.
В эмпирическом исследовании приняли участие402 педагогических работника Иркутской области (187 педагогических работников общеобразовательных организаций, 172 педагогических работника дошкольных образовательных организаций, 43 педагогических работника дополнительных образовательных организаций). На рисунке 1 представлено распределение педагогических работников по специальности.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы такие методики, как «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова), «Тест смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев).
Согласно полученным результатам, представленным на рисунке 2, выявлено, что педагоги основными ценностями определяют «Помощь и милосердие к другим людям» (4,14 баллов) и «Познание нового в мире, природе, человеке» (4,06 баллов). Менее всего педагогами была выбрана ценность «Любовь» (1,64 баллов).
По результатам методики «Тест смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), изображенным на рисунке 3, было обнаружено, что педагогическим работникам характерна целеустремленность, наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу (26,84 баллов). Преимущественно педагоги испытывают удовлетворенность своей жизнью в настоящем, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом (26,16 баллов).
В конце мероприятия Галина Александровна предложила техники актуализации смысложизненных ориентаций педагогов. После обсуждения было принято решение продолжить работу по изучению и развитию смысложизненных ориентаций педагогов.