Прошел Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В связи с актуальностью для большинства регионов нашей страны вопросов комплексного социального обеспечения и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 7 по 8 июля 2022 года прошел X Всероссийский съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятие было организовано Министерством просвещения РФ и посвящено вопросам внедрения программ воспитания, психологического сопровождения данной группы детей и их адаптации к самостоятельной жизни.
Особое внимание было уделено оценке готовности выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельному проживанию и успешной социальной адаптации. Сегодня в регионах работают 1663 службы сопровождения и адаптации выпускников, развивается система постинтернатного сопровождения. Следует отметить, что лица, подлежащие постинтернатному сопровождению, – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, которые завершили свое пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо ранее находились под попечительством, в том числе в приемной семье, а также лица до 23 лет, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
С 2021 года Министерство просвещения РФ совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом ведет научно-исследовательскую и методическую работу в области подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Как отметили на съезде, анализ реализуемых в регионах программ подготовки к самостоятельной жизни показал, что объем предоставляемой помощи варьируется в зависимости от ситуации и напрямую зависят от региона проживания. Например, в нашей области значительную часть детей-сирот составляют лица с ОВЗ и (или) инвалидностью, что отражено в проведенном в 2022 году мониторинге реализации региональной модельной программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, с результатами которого можно ознакомиться по ссылке.
Кроме того, участники съезда обсудили взаимодействие организаций для детей-сирот с общественными организациями. Помогать детям социализироваться и взаимодействовать с обществом должны наставники. Сейчас в 25 субъектах утверждены региональные программы наставничества. Они предполагают индивидуальный подбор для каждого ребенка или выпускника персонального наставника с учетом его потребностей. Общение с наставником помогает ребенку адаптироваться в социуме, освоить новые социальные роли.
В ходе мероприятий съезда поднимался вопрос перехода до 2024 года к единой ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации. План мероприятий по переходу утвержден в 56 субъектах, в двух – Чеченской Республике и Республике Ингушетии – он не требуется в связи с отсутствием организаций для детей-сирот. В семи субъектах переход уже осуществлен.
Более подробную информацию о работе съезда можно получить по ссылке.
Кафедрой инклюзивного образования в течение 2022 года проводится ряд мероприятий, направленных на представление эффективного опыта работы образовательных организаций Иркутской области по вопросам подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, с 26 сентября по 5 октября будет проводиться обучение по ДПП ПК «Деятельность общеобразовательной организации по подготовке к самостоятельной жизни обучающихся с ОВЗ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!
Дополнительную информацию можно получить по телефону 8 (3952) 500-904 (доб. 215).