Институт развития образования Иркутской области

Реализована ДПП ПК «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов»

30 Июн 2020
 
16:51
 

2 221 руководитель общеобразовательных организаций Иркутской области завершили обучение по дополнительной профессиональной программе «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов». Из них 594 чел. – директора, 1 596 – заместители руководителей.

ДПП ПК разработана в целях реализации комплекса мер, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС, концепций преподавания учебных предметов и поддержки сетевых методических объединений Иркутской области.

ДПП ПК, разработанная авторским коллективом преподавательского состава ГАУ ДПО ИРО, получила положительное экспертное заключение.

ДПП ПК основана на системном, компетентностном и деятельностном подходах, имеет модульную структуру.

Уникальность реализованной программы заключается в системном единстве автономных учебных единиц-модулей.

Модуль 1. «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» является инвариантным (обязательным). Включает в себя следующие темы: Тема 1. «Стратегические документы развития образования РФ». Тема 2. «Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования: методологические основы и содержание обучения». Тема 3. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы». Тема 4. «Концепции преподавания учебных предметов. Внедрение и реализация в контексте управленческой деятельности». Тема 5. «Современные подходы к организации системы оценки качества образования. Эффективные управленческие решения».

Данный модуль был представлен слушателям ведущими учеными института, специалистами в данных областях.

Модуль 2 – вариативный, содержит 10 блоков (по выбору). Блоки определены на основании персонифицированных образовательных запросов управленческих работников общеобразовательных организаций и результатов регионального мониторинга. Выбор блоков модуля 2 может определяться управленческой командой общеобразовательной организации или управлением образования муниципалитета с учетом специфики условий и результатов образовательной деятельности.

Все модули взаимосвязаны и логически подчинены решению основных задач, приводящих к развитию профессиональных компетенций, предусмотренных программой.

Все участники курсовой подготовки смогли в соответствии с образовательными запросами выбрать интересующее направление. Разработчиками и организаторами была предоставлена возможность муниципальным органам образования осуществить сбор заявок от руководителей образовательных организаций, на их основании сделать выводы о последующих векторах развития муниципальных систем образования. В результате скоординированной работы муниципальных органов образования и ГАУ ДПО ИРО определены запросы руководителей. (См. Приложение 1). Всего обучено 34 группы. Обучение в течение марта – мая 2020 года прошли 2 221 человек.

Модуль 1. – инвариантная часть. «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» (объем 20 часов).

Цель модуля – изучение нормативно-правовых документов и современных подходов к организации системы качества образования, регламентирующих выполнение обновленных ФГОС начального общего, основного общего образования и ФГОС среднего общего образования. Модуль 2. – вариативная часть, которая включает в себя 10 блоков.

Модуль 2.1. «Модернизация технологий и содержания обучения в обновленных ФГОС» (объем 12 часов).

Цель модуля – совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, направленных на повышение качества образования. (3 группы 172 человека)

Модуль 2.2. «Основная образовательная программа как инструмент управления качеством образования» (объем 12 часов).

Цель модуля – организация процесса разработки (корректировки) и утверждение основных образовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС начального общего, основного общего образования и ФГОС среднего общего образования. (не был выбран к изучению).

Модуль 2.3. «Программа воспитания в основной образовательной программе» (объем 12 часов). (8 групп, 738 человек)

Цель модуля – определение актуальных подходов к разработке программы воспитания в общеобразовательной организации на основе примерной программы воспитания.

Модуль 2.4. «Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения» (объем 12 часов). (не был выбран к изучению).

Цель модуля – рассмотрение подходов к индивидуализации и дифференциации обучения через освоение инструментов управления индивидуализацией и дифференциацией обучения по вопросам реализации основных общеобразовательных программ.

Модуль 2.5. «Цифровая образовательная среда в контексте управления общеобразовательной организацией» (объем 12 часов).

Цель модуля – освоение возможностей создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации (3 группы 249 человек).

Модуль 2.6. «Современный урок в контексте обновленных ФГОС» (объем 12 часов).

Цель модуля – совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности по проектированию и комплексному анализу урока, ориентированного на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ. (6 групп 321 человек )

Модуль 2.7. «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» (объем 12 часов).

Цель модуля – определение основных условий и механизмов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации (3 группы 208 человек).

Модуль 2.8. «Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования» (объем 12 часов).

Цель модуля – совершенствование системы внутришкольного контроля за качеством образования в общеобразовательной организации. (7 групп 469 человек)

Модуль 2.9. «Организационно-управленческие аспекты образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (объем 12 часов).

Цель модуля – изучение нормативно-правового обеспечения образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации (1 группа 45 человек).

Модуль 2.10. «Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» (объем 12 часов) (2 группы 93 человека).

Цель модуля – изучение основных направлений, организации и содержания психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС, в том числе обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ».

Логика реализации ДПП ПК предполагает в начале курсовой подготовки знакомство слушателей с тенденциями развития общего образования в Российской Федерации и приоритетных направлений государственной политики в сфере общего образования с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области. Это является основанием для более целенаправленного восприятия учебного материала последующих модулей.

Цель обучения: совершенствование профессиональных компетенций управленческих работников общеобразовательных организаций Иркутской области по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей).

Материалы промежуточной и итоговой аттестации обсуждались на заседаниях временных рабочих групп ГАУ ДПО ИРО. Учтены многолетние пожелания слушателей повышения квалификации о необходимости практической составляющей, инновационных инструментов для реализации направлений деятельности педагога и руководителя. Задания составлены преподавателями института таким образом, чтобы закрепить полученные знания и использовать их в практической деятельности руководителя. Все практические задания отличались разноплановостью, явились примером составления заданий для формирования метапредметных результатов, личностных, профессиональных компетенций руководителей.

На промежуточную аттестацию были представлены проекты дорожных карт реализации концепций учебных предметов (предметных областей), в процессе разработки которых слушатели выявили и указали особенности своей образовательной организации: преимущества, проблемы и точки особого внимания для реализации выбранной концепции. Составленный фрагмент дорожной кадры подкреплен списком управленческих решений, направленных на ее реализацию. Работы, направленные на осмысление новых подходов к оцениванию планируемых результатов, ВСОК в образовательной организации, выявленные ключевые компоненты, характеристики, точки роста в образовательной организации могут быть планом реализации данного направления деятельности образовательной организации. Представленные экспертные карты программы воспитания позволили выступить слушателям курсов экспертами. Для экспертизы предлагалось рассмотреть следующие разделы: Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». Раздел 2. «Цель и задачи воспитания». Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности». Раздел 4. «Анализ воспитательного процесса в школе». Критерии, показатели, экспертная оценка, комментарии позволяли на практике руководителям видеть и анализировать точки роста, дефициты, проблемы развития системы воспитания в школе, сделать выводы и дать собственные экспертные рекомендации.

Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов Т. В. Светенко, И. В. Галковской и Е. Н. Яковлевой и предложена для руководителей в качестве «кальки» для решения проблем, как управленческих, так и учебных. Задача преподавателей АУ ДПО ИРО заключалась в том, чтобы руководитель быстро и эффективно планировал свою деятельность и разбивал решение проблемы на этапы, поставив конкретную задачу на каждом из них. В результате представленные работы были планами для решения образовательных проблем педагогов, учебных проблем детей. Представленные работы содержали только подробный план работы по проблеме, анализ имеющихся ресурсов, учет рисков и четкое представление о желаемом результате проекта.

Итоговые проекты создавались по направлению выбранного модуля. Слушателям был дан подробный план педагогического проекта, который было необходимо наполнить целями, задачами, содержанием, представить планируемые результаты. Проект выполнялся как индивидуально, так и в составе управленческой команды школы. Все представленные проекты носили индивидуальный характер, учитывая особенности и возможности образовательных организаций для решения проблемы в рамках заявленной темы. Педагоги одобрили структурированность задания, отметили, что предложенный вариант возможно использовать для учащихся при выполнении проекта. Смогли оценить на практике трудности, связанные с составлением проекта, с которыми столкнулись сами и которые могут возникать у обучающихся.

Все работы, представленные в качестве промежуточной и итоговой аттестации, были проверены преподавателями института, даны рекомендации по выполнению, неоднократно проводились консультации, направленные на оказание информационной и методической помощи педагогам.

По результатам проведения курсовой подготовки осуществлена обратная связь. Было предложено ответить на следующие вопросы:

– Какова теоретическая и практическая значимость пройденной Вами ДПП ПК?

– Планируете ли вы внести изменения в управленческую деятельность по результатам работы в рамках ДПП ПК, и если да, то какие?

– Какие из обозначенных задач/проблем, обсуждаемых во время прохождения ДПП ПК, вы считаете, необходимо обсудить с педагогическим коллективом?

– Применимы ли знания и умения, полученные в рамках ДПП ПК, в собственной управленческой деятельности?

Все полученные отзывы положительные.

Из ответов:

«Знание основ управления качеством общего образования в условиях обновления ФГОС актуально для нашего учреждения в связи с построением эффективной системы управления. Модернизация технологий и содержания обучения имеет большое значение в образовательном процессе, в частности в преподавании учебных предметов». «Теоретическая значимость курса повышения квалификации “Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов” во всестороннем освещении сути рассматриваемых вопросов данного курса. Практическое значение курса состоит в возможности использования сформулированных рекомендаций для организации оптимальных педагогических условий обучения и воспитания школьников».

«С педагогическим коллективом планируем рассмотреть следующие вопросы: “Современный урок в контексте обновленных ФГОС”; “Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС”; ”Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования”; “Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциации обучения”».

«Обратили внимание на требуемую стандартом максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения».

«Полученные знания и умения, рекомендации в рамках курса повышения квалификации помогут в эффективных подходах к преподаванию учебных предметов, предметных областей, способствующих повышению качества преподавания».

«Теоретическая и практическая значимость заключаются в том, что результаты могут быть использованы в моей работе». «Данная программа значима для управленческих работников (как для директоров, так и для заместителей директоров). Программа дала возможность приобретения нового опыта управления качеством образования».

«На уровне методических объединений более качественно проработать концепции преподаваемых предметов. Планируем развивать управленческую деятельность в вопросах формирования функциональной грамотности. Современные подходы к организации и эффективному управлению повышением квалификации педагогических кадров».

«Учебный материал имеет важное значение для совершенствования работы образовательной организации. Преподаватели представили его в доступной форме, теоретическая и практическая части тесно взаимосвязаны между собой».

«Планирую: 1. Внести изменения в программу воспитания ООО образования. 2. Внести дополнения в программу внутришкольного контроля. 3. Внести дополнения в методическую работу школы».

«Благодаря лекторам погрузились в теоретические основы совершенствования профессиональных компетенций. Попробовали на практике проектирование общеобразовательных программ с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). Практическая значимость программы заключается в возможности приобретения опыта управления качеством общего образования».

«Получен ценный материал для теоретической и практической работы». «Огромное спасибо за качественные курсы!»

«Материал богатый, систематизированный. Данный материал планирую использовать в работе с педагогами. Очень много материала для практических семинаров с педагогами. Спасибо большое».

Вместе с тем сотрудниками института получен большой материал для внесения коррективов в собственную деятельность при разработке программ и заданий по повышению квалификации.

При выборе модулей ДПП ПК самыми востребованными оказались: «Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования». «Современный урок в контексте обновленных ФГОС». «Программа воспитания в основной образовательной программе». Такой выбор позволяет сделать вывод о том, что руководители продолжают повышать квалификацию по многолетнему функционалу своей деятельности.

Внутришкольный контроль – одна из основных функций руководителя. Подразумевается, что действующий управленец хорошо знаком с данным направлением собственной деятельности.

Современный урок (учебное занятие) на протяжении 10 лет введения ФГОС должно было стать одной из самых главных тем в работе школы. Руководители отметили, что анализ урока с позиции требований и результатов ФГОС является сложным для них. Нет единых требований к анализу, нет единых требований к структуре урока, применению технологий. Стоит отметить, что руководители признали недочеты в собственной деятельности. По-прежнему педагоги испытывают затруднения в постановке проблемы урока, целеполагании, сочетании целей с результатами, формулировкой целей, самым сложным этапом остается мотивация.

Управленческие кадры являются основой для развития образовательных организаций и кадрового потенциала. Но при этом необходимо учесть реальное отставание образовательных потребностей в повышении квалификации от потребностей современного общества.

Модуль «Цифровая образовательная среда в контексте управления общеобразовательной организацией» выбрали две территории, тогда как данная тема является сегодня исключительно важной. ФГОС основан на психологических характеристиках ребенка, деятельностный подход является основой знаний по психологии, нет мотиваций без осознания возрастных потребностей современного ребенка и знаний ситуации его социального развития. Невозможно успешно реализовать ФГОС без знаний психолого-педагогических характеристик обучающихся. Однако Модуль «Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» выбран только двумя муниципалитетами.

Инновационным в образовании и основой проверки качества образования является формирование навыков 21 века. Модуль «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» выбран к изучению только два раза.

Модуль «Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения» оказался невостребованным. Исходя из чего можно сделать вывод: управленческие работники не готовы в полной мере к происходящим изменениям в образовании. Из известного и нового не делают выбор в пользу последнего.

Преподавательским составом института отмечено: руководители не владеют содержанием правовых актов, регламентирующих деятельность педагогов, системы образования; путают информационно-коммуникационную компетенцию с компьютерными навыками; выявлена проблема смыслового чтения при выполнении заданий; проблема достижения метапредметных результатов; при проектировании современного урока 98 % руководителей согласились с тем, что не умеют выявлять проблему, затрудняются в постановке цели. Обновленный ФГОС рассматривается без психолого-педагогической составляющей, являющейся методологической базой. Не справились слушатели с заданием «смоделировать возможную деятельность учителя по заданному параметру». Не сформированы в образовательных организациях единые подходы к системе оценки качества образования. Девальвированы идеи внедрения ФГОС. Выявлена проблема обновления содержания. Образовательные технологии используются без учета планируемых результатов. Недостаточное умение проектировать задания, направленные на развитие функциональной грамотности и др. Неумение обосновать собственную экспертную позицию.

Проведенные курсы явились значимым, ресурсным образовательным событием для ответа на новые вызовы в отношении системы образования.