Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся
Подготовка кадров определена целями и задачами региональных документов:
- Основные мероприятия регионального плана (Дорожная карта «ВОСПИТАНИЕ – 2020») по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 г.
- Дорожная карта сопровождения внедрения предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательные организации Иркутской области на период 2019–2024 гг.
- Программа поддержки молодых педагогов и / или реализации программ наставничества (утв. решением Регионального учебно-методического объединения по общему образованию Иркутской области. Протокол от 9 декабря 2019 г. № 13.
В регионе выстроена персонифицированная модель повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников по направлениям воспитания и социализации учащихся, которая осуществляется через:
- Курсы повышения квалификации по следующим направлениям:
- Перечень программ повышения квалификации Центра развития воспитания
- Перечень программ повышения квалификации по направлению воспитания в ресурсе дистанционного обучения ГАУ ДПО ИРО
- Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГАУ ДПО ИРО
- профилактика негативных социальных явлений;
- проектирование и организация воспитательной работы;
- духовно-нравственное образование;
- организация и сопровождение деятельности детских общественных объединений;
- повышение профессиональной компетентности классных руководителей;
- организация наставничества, шефства, тьюторства в образовательной организации.
- Образовательные события
Семинары, конференции, коллективные инновационные сессии, ситаны (актуальные мероприятия с электронной регистрацией).
- Семинар «Воспитание личности гражданина России: формирование российской идентичности в системе социокультурных и этноконфессиональных особенностей региона»
- Инновационная сессия «Подготовка классных руководителей к использованию новых форм, методов и средств воспитания, в том числе разработанных и внедряемых в рамках национального проекта “Образование”»
- Вебинар «Решение задач воспитания и социализации через урочную и внеурочную деятельность»
- II Региональный cлет «Детское и молодежное общественное движение – ресурс построения открытой системы наставничества и шефства»
- Ситан по теме «Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала через наставничество, шефство»
- Форсайт-сессия «Апробация программы воспитания: проблема разработки и перспектива внедрения»
- Круглый стол «Террорист за партой: как уберечь школу от агрессии извне и изнутри»
- Фестиваль педагогических идей
- Форум классных руководителей «Эффективные практики и проекты классного руководителя».
Цель создания сетевых сообществ: достижение открытости образования региона как государственно-общественной системы через создание механизмов сетевого взаимодействия педагогических работников.
Показатели и методы сбора информации, мониторинги
Показатель «Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся» регламентируется следующими нормативными документами:
- Анализ результатов выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в 2020 году. Пункты плана 16, 17: развитие кадрового потенциала системы образования Иркутской области
- Информационное письмо о мониторинге «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области» от 02.06.2021 № 495. Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области. (Приложение 1, таблица «Сведения о развитии кадрового потенциала в части повышения профессиональной компетенции по вопросам сопровождения наставничества и шефства для обучающихся»)
- Информационное письмо «О проведении мониторинга реализации предметной области ОДНКНР в 2020–2021 г.» от 26.05.2021 № 477. Ежегодный мониторинг реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Подготовка кадров, учёт желающих пройти курсы повышения квалификации в данной области среди педагогических работников (Приложение 1, таблица 4, таблица 9, Приложение 2)
- Информационное письмо об исследовании воспитания в сельских школах (Приложения 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.). Региональное прикладное исследование проблем развития, воспитания и социализации в условиях сельской школы. Цель – изучение проблем развития, воспитания и социализации в сельских школах. Исследование включает раздел по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников по вопросам воспитания и социализации
- Ежегодный мониторинг в рамках Региональной системы оценки качества образования (распоряжение «Об утверждении графика» от 05.08.2019 № 459-мр). Оперативный запрос «Сведения о повышении квалификации за текущий год»
- Информационное письмо «Об изучении образовательных потребностей педагогических и руководящих работников на 2021 год» от 01.12.2020 № 793. Приложение: Руководителям ММС и ОО 2021 от 01.12.2020 № 793. (Приложение 1) Произведен сбор сведений об образовательных потребностях педагогических и руководящих работников ОО Иркутской области для реализации дополнительных профессиональных программ с учетом адресных образовательных запросов
- Распоряжение от 02.03.2020 № 165-мр «О проведении мониторинга эффективности функционирования системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Иркутской области» (Приложение 2). Проводится мониторинг системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций Иркутской области.
Сбор информации осуществляется следующим путем:
- Сбор сведений об образовательных потребностях и прием заявок на курсы повышения квалификации, в том числе по вопросам воспитания и социализации.
- Выявление образовательных дефицитов, в том числе по вопросам организации наставничества.
- Мониторинги и опросы:
- Информационное письмо «Изучение профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников на 2021 г. Опрос «Изучение профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников на 2021 г.»
- Информационное письмо об участии в социологическом опросе «Анализ эффективности деятельности классного руководителя». Социологический опрос «Анализ эффективности деятельности классного руководителя»
- Письмо по проведению диагностики профессиональных дефицитов педагогов Иркутской области в 2020 г. О повышении квалификации и профессиональной подготовке в 2020 г.
- Письмо о мониторинге ОРКСЭ и ОДНКНР. Мониторинг готовности ОО Иркутской области к изучению предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в 2020-2021 учебном году. Таблица 1, таблица 9
- Письмо о проведении мониторинга готовности к реализации предметной области ОРКСЭ в 2021–2022 учебном году в образовательных организациях Иркутской области. Мониторинг готовности к реализации предметной области ОРКСЭ в 2021–2022 учебном году в образовательных организациях Иркутской области. Таблица 4 «Сведения о подготовке педагогических кадров, реализующих предметную область ОРКСЭ (на 2021–2022 учебный год)»
- Письмо о проведении мониторинга реализации предметной области ОДНКНР в 2020–2021 учебном году в образовательных организациях Иркутской области. Мониторинг реализации предметной области ОДНКНР в 2020–2021 учебном году в образовательных организациях Иркутской области. Таблица 2 «Сведения о подготовке педагогических работников, реализующих предметную область ОРКСЭ (в теч. последних 3 лет)»
Письмо ГАУ ДПО ИРО «Об организации наставничества в Иркутской области» от 15.05.2020 № 317. Мониторинг «Информация об организации наставничества в Иркутской области»
- Письмо министерства образования Иркутской области о порядке приема статистических показателей в 2019–2020 году (25 – Кадровое обеспечение). Региональный компонент информационно-статистического обеспечения управления образованием в 2019–2020 г. Приложение № 25
- Информационное письмо о мониторинге «Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области» от 02.06.2021 № 495. Мониторинг реализации региональной целевой модели наставничества в 2021 году в Иркутской области (Приложение 1, таблица «Сведения о развитии кадрового потенциала в части повышения профессиональной компетенции по вопросам сопровождения наставничества и шефства для обучающихся»)
- Распоряжение министерства образования Иркутской области «Об утверждении графика» от 05.08.2019 № 459-мр. Ежегодный мониторинг в рамках Региональной системы оценки качества образования. Оперативный запрос «Сведения о повышении квалификации за текущий год»
- Распоряжение от 02.03.2020 № 165-мр «О проведении мониторинга эффективности функционирования системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников ОО Иркутской области». Мониторинг эффективности функционирования системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников ОО Иркутской области.
- Региональные прикладные исследования.
Региональное прикладное исследование проблем развития, воспитания и социализации в условиях сельской школы.
Цель – изучение проблем развития, воспитания и социализации в сельских школах.
Исследование включает раздел по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников по вопросам воспитания и социализации (Информационное письмо об исследовании воспитания в сельских школах. (Приложения 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.)).
Анализ и адресные рекомендации
- Аналитическая справка по результатам мониторинга по комплексному учебному курсу ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР в Иркутской области (Письмо в министерство образования Иркутской области о направлении аналитической справки по результатам мониторингов ОРКСЭ и ОДНКНР от 09.06.2020 г. № 355. Приложение 3, с. 4).
- Аналитическая справка об организации наставнической деятельности в Иркутской области (С. 4, 6–7) (Протокол заседания рабочей группы от 05.02.2020 № 1).
- Аналитическая справка по итогам регионального прикладного исследования проблем развития, воспитания и социализации в условиях сельской школы, включающая информацию о необходимости повышения профессиональных компетенций по вопросам воспитания.
- Утверждение дополнительных профессиональных программ (ДПП) и реестра ДПП на 2019–2020 год, итоги анализа повышения профессиональных компетенций педагогических работников по вопросам воспитания и социализации в рамках сопровождения процессов внедрения персонифицированной модели повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников сферы образования, в том числе по направлениям воспитания и социализации учащихся в 2018–2019 г. (Протокол заседания учебно-методической комиссии от 24 апреля 2020 г. № 4 )
- Образовательные потребности педагогических работников в 2018–2020 г., стр. 3–7; Выполнение государственного задания центром развития воспитания с учетом образовательных потребностей педагогических работников в 2020 г., стр. 8–12, разработанные и модифицированные ДПП, образовательные события, стр. 12–16 (Аналитическая справка об организации процессов повышения квалификации педагогических работников по приоритетным направлениям воспитания и социализации центром развития воспитания ГАУ ДПО ИРО в 2020 году)
- Информация о выполнении в Иркутской области Плана реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в 2020 г. Приложение 1, с. 2, 5, 6, 7, 10 (Письмо в министерство образования Иркутской области по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в Иркутской области на период до 2020 г. от 19.02.2021 № 107)
- Развитие кадрового потенциала системы образования Иркутской области (Анализ результатов выполнении плана мероприятий по реализации в 2016–2019 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в Иркутской области)
- Аналитическая справка по результатам мониторингового исследования эффективности функционирования системы методической работы в Иркутской области
- Аналитическая справка по результатам регионального прикладного исследования «Актуальные вопросы формирования поликультурных компетенций школьников».
- Сборник лучших практик социализации «Навигатор практик социализации в межрегиональном образовательном пространстве» / М. Г. Булгакова, В. В. Гибанова, Е. А. Шестакова. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2020. 485 с.
- Организация и сопровождение детских, молодежных общественных объединений: метод. рекомендации / авт.-cост. О. Б. Максимишина. Иркутск: Изд-во ГАУДПО ИРО, 2019. 37 с.
- Проектирование и внедрение практик социализации в систему воспитательной работы общеобразовательных организаций Иркутской области: метод. рекомендации / авт.-сост. В. В. Гибанова, М. П. Астраханцев. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2019. 49 с.
- Формотека классных дел. В помощь классному руководителю: метод. рекомендации / Н. Е. Чепрасова. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2019. 96 с.
- Разработка рабочих программ по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: метод. рекомендации / авт.-сост. М. Г. Булгакова. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 37 с.
- Использование методических материалов (карты, пословицы и поговорки, притчи) на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР: метод. рекомендации / авт.-сост. Крайнова Л. Н. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 63 с.
- https://docs.iro38.ru/document/4891
- Деятельность общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: метод. рекомендации / авт.-сост. Малых Т. А. [и др.]. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 68 с.
- Методические идеи: от теории к практике: метод. сборник / сост. И. И. Запорожченко, Н. И. Яловицкая. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 225 с.
- Итоги диагностического исследования компетенций учителей (на примере регионального исследования компетенций учителей общеобразовательных организаций Иркутской области 26 марта — 1 апреля 2018 года): метод. рекомендации / С.Н. Ахнина [и др.]. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 8 с.
- Формирование регионального реестра лучших педагогических и управленческих практик: метод. рекомендации / И.С. Пешня, канд. пед. наук, руководитель центра развития инновационного опыта, Н. П. Швецова, заведующий лабораторией оценки практик и инноваций в образовании. Изд-е 3, испр. и доп. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2021. 10 с.
- Инструктивно-методические рекомендации по заполнению форм мониторинга реализации индивидуальных учебных планов обучающимися общеобразовательных организаций, пилотных площадок ФГОС СОО в соответствии с профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
- «Российское движение школьников» – территория развития личности: сборник материалов Всероссийской дистанционной научно-практической конференции // авт.-сост. Т. А. Малых, С. В. Кирдянкина, Г. А. Стародубцева, Л. Н. Бабинцева, А. А. Киселева. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 109 с.
- Итоги диагностического исследования компетенций учителей (на примере регионального исследования компетенций учителей общеобразовательных организаций Иркутской области 26 марта – 1 апреля 2018 года): метод. рекомендации / С. Н. Ахнина [и др.]. Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. 8 с.
Анализ эффективности принятых мер
- Анализ результатов выполнения плана мероприятий по реализации в 2016–2019 гг. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. в Иркутской области содержит информацию о повышении профессиональных компетенций по вопросам воспитания.
- Аналитическая справка по результатам мониторинга предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в 2019–2020 учебном году содержит информацию о подготовке кадров по вопросам духовно-нравственного образования.